Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
11.03.2021

Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики

 

Минувший 2020 год из-за пандемии коронавируса стал самым плохим для мировой экономики после окончания Второй мировой войны, заявил президент Владимир Путин на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности. Он добавил, что кризис потребовал экстраординарных действий от многих стран, в результате были приняты рекордные по объемам поддержки экономики меры. Ранее Путин заявил, что пандемия коронавирусной инфекции в мире ускорила изменения в экономике и политике, которые формировались еще до нее.

Сейчас стоит вопрос, кто первый рухнет, за счет чего все остальные будут держаться на плаву, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.

Глобальные проблемы экономики начались еще в 2019 году, и это никак не связано с ограничениями, введенными в связи с коронавирусом. Уже в августе-сентябре 2019 года была огромнейшая проблема на фондовом рынке США, мы видели серьезную разница в ставках краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств. И они показывали, что кризис ожидается в ближайшее время – краткосрочные обязательства стали дороже. В декабре в Евросоюзе был зафиксирован спад производства. В Китае - заметное сокращение потребительского спроса.

Именно это давало возможность целому ряду аналитиков предполагать, что экономический коронакризис – рукотворный. По сути, попытка замаскировать реальные проблемы, списать спад экономики на ограничения из-за пандемии. И в Соединенных Штатах это во многом получилось. Они практически обнулили фондовый рынок, позже напечатали огромное количество денег под программу поддержки экономки. И все это продолжается под предлогом преодоления последствий коронакризиса. О реальных проблемах экономики никто и не говорит.

Китай влил огромные резервы для поддержания экономики, у них 300% госдолга, а рост экономики за прошлый год составил 3%. То есть эффективность этих вливаний оказалась низкой. Если смотреть недавно опубликованные данные, когда уже кризис в Китае преодолен по всем данным, видно, что они, со своими жесткими мерами, лучше всех в мире справились с пандемией. Но потребительский спрос продолжает падать чудовищным образом. И проблема в экономике никак не решена, риски 2019 года сохраняются.

В чем дело? Есть такая теория: когда основное количество населения выходит на уровень среднего класса, рост потребления заканчивается. Та же самая проблема была в Японии, также было в Советском Союзе. Быстрый рост идет на этапе индустриализации, когда население переходит к средне-зажиточному уровню, а когда он достигнут у 80-70 процентов граждан, роста нет. Люди перестают покупать третью машину на семью. А китайская специфика еще заключается в том, что, в основном, все сделано за счет кредитов, в том числе и стимулирование роста. Создана инфраструктура, которая не находит использования. Скажем, огромное количество железных высокоскоростных дорог, которые не окупаются. То же и с городами. В Китае пустуют только что построенные города.

Сейчас еще стоит вопрос поддержания неработающей инфраструктуры – сколько это может продолжаться. Люфтганза объявила, что сокращает несколько десятков тысяч сотрудников. Одна из старейших авиакомпаний - Чешские авиалинии - объявила, что увольняет весь свое персонал, потому что год компанией никто не пользуется, люди никуда не летают, а нужно поддерживать аэропорты, самолеты, нужен ремонт и обслуживание. Нет туристического потока, проседает сектор услуг – из-за чего переживают южные страны. Ведь нельзя закрыть гостиницу на три года, потом войти в нее, открыть, и все заработает. Нужно поддерживать персонал, проветривать помещение, зимой отапливать, а это огромные деньги. Это иллюзия, что все можно остановить, а потом запустить. Все восстанавливается постепенно, также как постепенно растет и строится, даже при условии безграничных денег, которые печатает ФРС США и ЕЦБ.

Необеспеченные деньги уже дают инфляцию. Скажем, в США в два раза выросла стоимость бензина, и для Соединенных Штатов, где машина действительно не роскошь, а средство передвижения, это очень серьезно.

Можно сказать, что коронавирус стал действием хирурга, который вскрыл нарыв. Он уже был, и когда-нибудь прорвался бы сам, но его вскрыли скальпелем. С политической точки зрения – вопрос состоит в том, кто первый рухнет, за счет чего все остальные смогут себя поддерживать на плаву. Когда рухнул СССР, рынок, находящийся под контролем социалистического блока – это чуть ли ни треть мировой экономике – был поделен между США и Европой. Это дало огромные вливания кризисной мировой экономике. Советский Союз держал 30% мирового рынка авиации. Уничтожив авиастроение в СССР и в России, этот рынок освоили Airbus и Boeing.

Вопрос, кто будет уничтожен первым, действительно стоит. Идет борьба. Отсюда введение санкций, и никаких послаблений не будет. Будет попытка задушить, выбить из любых секторов рынка - из углеводородов, поставок военной техники, электроники, химфарма. И это будет направлено против слабых – Ирана и Венесуэлы - прежде всего. Потом против России и Китая.

 krizis

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
banner-cik-min Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
banner-rfsv-min Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
expert-min-2 Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
partners 6
inop-min Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
insomar-min-3 Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
indexlc-logo-min Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики
rapc-banner Коронавирус стал скальпелем хирурга для экономики