И.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП
06.08.2021

Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию

 

И.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ, председатель наблюдательного совета Московского центра городского развития, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о том, какие масштабные цели стоят перед Забайкальским краем в ходе реализации программы устойчивого развития региона.

В последние три года качество жизни в Забайкальском крае начало меняться к лучшему. Нацпроекты – а край включен в 11 из 12 нацпроектов – уже дают первые видимые эффекты. Так, в 2020 году было отремонтировано 44 участка дорог, установлен 41 модульный фельдшерско-акушерский пункт, отремонтировано 19 спортивных залов в школах, созданы центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по программе «Современная школа». Есть и менее видимые на первый взгляд, но не менее важные экономические подвижки: в Забайкальский край привлечено более 20 миллиардов рублей дополнительных средств, в процессе 60 инвестиционных проектов. На проекты социально-экономического развития Забайкальского края в 2020 году было потрачено более 13 млрд рублей – 8,5 из федерального бюджета и4,13 млрд рублей из краевого.

Но всего этого пока мало, чтобы преломить самый главный негативный тренд Забайкалья: отток населения. Миграционная убыль за последние пять лет составила 34,5 тысячи человек.

История Забайкалья похожа на истории других отдаленных российских регионов. Много лет край не получал внимания федерального центра, государственные программы либо просто не реализовывались здесь, либо это делалось плохо.

При этом у края есть важные особенности – огромная территория и на ней 900 населенных пунктов, в которых проживает всего миллион человек. Причем 500 поселков с населением меньше пятисот человек. А ведь чем больше территория – тем больше денег нужно на ее поддержание в рабочем состоянии. Сейчас около 60 % больниц и поликлиник Забайкалья все еще нуждаются в капремонте, 3,6 % из них – в аварийном состоянии. Капремонт нужен более чем 300 школам, а коммунальная инфраструктура изношена более чем на 70 %.

Проблема еще и в том, что экономика, главный двигатель качества жизни, почти не растет: валовый региональный продукт Забайкалья за последние пять лет увеличился всего лишь на 5 %, а объем инвестиций в основной капитал даже снизился на 8 %.

Сейчас перед Забайкальем стоит сразу несколько масштабных целей, которые относятся к целям устойчивого развития:

– создать в Забайкалье комфортную среду для жизни — через развитие социальной и транспортной инфраструктуры, охрану уникальной природы края.

- Ускорить рост ВВП на 72 % до 543,7 миллиарда рублей в 2025 году, рост ежегодных инвестиций до 163 миллиардов рублей, экспорта – до 1,4 миллиарда долларов, плюс довести долю высокотехнологичных производств в структуре ВРП до 25,5 %.

- Прекратить отток населения через повышение качества жизни и благосостояния людей; для этого необходим рост средней заработной платы в крае до средних значений по ДФО.

Сдержать цены и ускорить зарплаты?

Средняя зарплата в Забайкальском крае составляет 45 331 рубль, модальная (чаще всего встречающаяся в вакансиях) и вовсе 30 000 рублей. Это намного меньше средней зарплаты по ДФО (более 60 тыс. рублей).

Столь низкие зарплаты объясняют разрыв между официально низкой безработицей в крае (4,8 % по данным на начало 2021 года) и высоким уровнем озабоченности граждан отсутствием рабочих мест (читай – рабочих мест с достойной оплатой труда).
К сожалению, низкие доходы в Забайкалье сочетаются с очень высоким ростом цен: цены на все группы товаров здесь растут быстрее, чем в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и по стране в целом. Пример: из-за пандемии приостановлено производство ряда стройматериалов, в итоге выросли цены на стекло, древесно-стружечные плиты, шифер, рубероид. Дорожает бензин и дизельное топливо из-за ежегодного повышения ставок акциза и пересмотра параметров демпферного механизма. Высокие тарифы на электроэнергию делают невозможным использование электрических котлов для отопления частных домохозяйств – а это, в свою очередь, влияет на экологическую ситуацию.

Решения перечисленных проблем отчасти лежат в сфере тарифного регулирования, но, разумеется, самое главное – развитие новых производств на территории края. Чем больше рабочих мест с хорошей зарплатой – тем лучше живут местные жители, а чем больше в крае производится собственных товаров – тем насыщеннее внутренний рынок и ниже цены.

До недавнего времени реализация инвестпроектов в крае сдерживалась тем, что на него не распространялся ряд льгот, предусмотренных для остальных субъектов ДФО. Но в сентябре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства РФ «О преобразовании территории опережающего социально-экономического развития «Краснокаменск» в Дальневосточную территорию опережающего развития. Теперь инвесторы данной ТОСЭР будут получать все преференции, установленные для дальневосточных территорий.

Также правительство уточнило параметры функционирования ДТОР «Краснокаменск»: особый правовой режим будет действовать для предприятий, которые работают в области растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов, лекарств, одежды, кожаных изделий, химических веществ, компьютеров и электроники, мебели, машин и оборудования. Уже есть заявки от инвесторов, заинтересованных в создании в Краснокаменске новых производств. Всего же в крае уже определено 11 центров экономического роста со всеми преференциями ДФО.

На мой взгляд, задача представителя региона в федеральном центре – способствовать тому, чтобы нацпроекты реализовывались без препятствий, а также с соблюдением всех необходимых нюансов. Например, чтобы при приеме на работу на новые предприятия, такие как Нойон-Тологойское месторождение, приоритет отдавался местным жителям. Или чтобы все важные проекты могли получать статус резидента ДТОР «Краснокаменск».

Плюс интересы региона нуждаются в постоянном продвижении на уровне федеральной исполнительной власти – к примеру, важно включить Забайкальский край в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» к 2023 году. Или провести работу с Министерством финансов РФ с целью проиндексировать зарплаты учителям и врачам, чтобы за три года довести их уровень до 2,5 от средней зарплаты по ДФО. Наконец, есть вопросы, которые надо решать с отраслевыми ведомствами: как, например, возможная отмена экспортных пошлин на масличные культуры для сельхозпроизводителей из Забайкальского края или введение в крае субсидированных тарифов на электроэнергию. Планомерная работа над целым комплексом мер в итоге приведет к нужному результату – к тому, что в регионе заработают новые производства, местные жители будут получать достойную зарплату, а цены удастся сдержать.

Пока не «зеленый» край

Отдельный и весьма болезненный блок проблем Забайкальского края связан с экологией. К сожалению, Забайкалье пока не является «зеленым» в прямом смысле слова – местным жителям прекрасно известно, какие проблемы здесь с качеством воздуха и воды в городах. Сложностей добавляют частые паводки и не налаженная утилизация отходов производства и потребления, которые копятся на свалках.

Так, Чита – один из 12 городов федерального проекта «Чистый воздух», наиболее загрязненных с точки зрения качества атмосферного воздуха в России; город Петровск-Забайкальский планируется внести в этот список, начиная с 2024 года. Основная причина – повсеместное использование угля для отопления домов и устаревшие объекты электрогенерации: они дают около половины совокупного объема выбросов загрязняющих веществ. Порой в Чите фиксируются тридцатикратные (!) превышения ПДК по бенз(а)пирену, многократные превышения по взвешенным веществам и фенолу.

80 % муниципальных очистных сооружений требуют срочной реконструкции, пока же недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы. Например, районный центр Хилокского района – город Хилок давно нуждается в модернизации очистительных сооружений. Слив отходов в реку Хилок абсолютно недопустим, так как река Хилок является притоком реки Селенга, которая, в свою очередь, впадает в Байкал.

Планы по строительству противопаводковых гидротехнических сооружений (ГТС) не выполнены, проекты строительства гидротехнических сооружений в крае были исключены из госпрограммы по бюрократическим причинам. Так, села Хохотуй, Малета, Быково, Красный Чикой, Черемхово и посёлок Мозгон были исключены из нацпроекта «Экология», по которому предполагалось выделить 989,9 млн рублей на строительство защитных ГТС.

Крайне сложной остается ситуация с переработкой отходов: действующие полигоны ТКО переполнены, работают с нарушением действующего законодательства, сортировка ТКО не производится. Все большую тревогу вызывает ситуация с несанкционированными свалками: так, в июле рядом с Ивано-Арахлейским заказником была обнаружена гигантская свалка.

В городской черте г. Читы действует полигон ТКО в поселке Ивановка. Данный объект эксплуатируется более 60 лет, занимает площадь более 15 га, не внесен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и, по существу, также является несанкционированной свалкой. Прилегающие к полигону территории замусорены на десятки километров вокруг, отсутствуют ограждения, на свалке захораниваются не сортированные отходы, утилизация отходов происходит с нарушением технологии, фильтрат беспрепятственно попадает в почву. На территории свалки регулярно происходят возгорания и пожары.

Уже нет никаких сомнений: краю нужно уходить от угольной генерации и переходить на более экологически чистые виды топлива: природный газ, электричество, пеллеты, возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Для этого нужно не только добиваться введения субсидированных тарифов на электроэнергию для физических лиц с целью перехода на электрические отопительные котлы – можно в дополнение использовать средства федерального проекта «Чистый воздух» для проектирования и строительства объектов солнечной генерации. Ведь Чита – один самых солнечных городов России.

По каждому городу Забайкальского края есть что улучшить: в Краснокаменске это снабжение чистой водой, в Петровске-Забайкальске – раздельный сбор, утилизация, захоронение, включая отходы промышленного производства и т.д.
На стыке экологии и экономики – развитие туризма в Забайкальском крае: здесь есть все условия для таких направлений, как экотуризм, агротуризм, культурно-просветительский и лечебно-оздоровительный туризм.

Для этого нужна как отдельная целевая программа с привлечением федеральных организационных и финансовых ресурсов, так и точечная поддержка предпринимателей в сельской местности.

Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/personal-view/2796444

 

zakondirin

 
Партнеры
politgen-min-6 Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
banner-cik-min Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
banner-rfsv-min Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
expert-min-2 Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
partners 6
eac_NW-min Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
insomar-min-3 Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
indexlc-logo-min Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию
rapc-banner Забайкалье: пять шагов к устойчивому развитию