Глава Общественного совета при Минприроды, эксперт Центра ПРИСП
27.10.2021

Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»

 

В Общественной палате РФ прошли выборы председателя Общественного совета при Минприроды РФ. Новым председателем совета единогласно избран известный эколог Александр Закондырин.

Глава Общественного совета при Минприроды, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин обозначил планы и задачи организации.

Одной из главных задач обновленного Общественного совета при Минприроды РФ будет общественный аудит практических результатов нацпроекта «Экология» и работа над тем, чтобы его целевые показатели были достигнуты. В данном случае интересы властей, экспертов и общества полностью совпадают – несмотря на плотный график, глава Минприроды Александр Козлов намерен посещать все заседания Совета для максимального взаимодействия, а между министерством и общественниками выстроены конструктивные отношения.

Это будет подробный доклад, который мы публично презентуем до конца текущего года. Нам важно разобраться что и как практически делается. Не на уровне красивых отчетов и презентация - а реальные, практические результаты, понятные любому гражданину нашей страны.

Нацпроект «Экология» был запущен в 2019 году и включает в себя сейчас 9 федеральных проектов (инфраструктура для обращения с отходами 1 - 2 класса опасности, сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма, чистая страна, сохранение уникальных водных объектов, сохранение озера Байкал, оздоровление Волги, сохранение лесов, комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, чистый воздух), 2 проекта планируется к запуску (комплексная система экомониторинга и экопросвещение).

Прогнозный срок реализации проекта – 31 декабря 2024 года, и уже можно сказать с уверенностью: целевые показатели ряда проектов необходимо скорректировать – как и эффективность работы некоторых ответственных чиновников. Экспертные оценка ситуации будет опубликована в конце текущего года, и она будет максимально объективной.

Без модернизации – не будет рынков

Реализация нацпроекта «Экология» особенно важна с учетом общемирового тренда на экологизацию промышленности, который необходимо учитывать и для российской экономики. Собственные экологические стратегии уже приняли абсолютно все крупные финансово-промышленные группы, и сейчас интенсивно вкладывают средства в «озеленение» производства для соответствия нужным стандартам.

Нет вариантов не вкладывать в технологическую модернизацию, просто вы будете не конкурентоспособными на рынке, вашу продукцию не будут покупать. Сейчас ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) - экологическое, социальное и корпоративное управление звучит, наверное, чаще чем отчеты о прибылях компаний.

Многие российские компании уже стараются адаптироваться под новые обстоятельства. Оставшаяся с советских времен, морально устаревшая производственная инфраструктура постепенно заменяется на новые и даже новейшие производственные площадки, старые заводы преображаются, внедряются автоматические системы мониторинга.

Многие предприятия очень продвинулись в вопросе применения цифровых технологий. Регулярно бываю на самых разных производствах и могу ответственно сказать, что мы медленно, но верно исправляем ситуацию и по некоторым отраслям вполне на мировом уровне.

Несмотря на отдельные различия в нормативном регулировании и национальную специфику, в целом развитие российской промышленности идет в общей европейской парадигме.

Климат касается всех

Вызовом для российских ученых-экологов, экспертного сообщества и государства в целом оказываются объективные климатические изменения, заметные больше всего в северных районах страны. Деградация вечной мерзлоты создает угрозу для всей производственной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, а значит, нужен системный план реагирования.

Климат меняется на нашей планете постоянно, это носит цикличный характер. Но в нашей конкретной стране изменения идут быстрее, чем в остальном мире, примерно в 2,5 раза. Нам придется работать над тем, чтобы пройти акклиматизацию к новым условиям с минимальными потерями для страны и биологического разнообразия нашей природы.

Основной фактор ускоренных климатических изменений – растущая концентрация СО2 в атмосфере. Вклад нашей страны в общий совокупный объем выбросов составляет 4,71% парниковых газов, Россия находится в этом рейтинге после Китая (30,34%), США (13,43%), ЕС27+Великобритании (8,69%) и Индии (6,83%).

При этом необходимо понимать, что мы один из основных экологических доноров мира. Более половины всех мировых лесов находятся в пяти странах: Россия, Бразилия, Канада, США и Китай. Правда, в отличие от США и Китая, Россия выполнила «киотский протокол», во многом в ущерб развитию своей промышленности.

Леса, помогающие компенсировать увеличенное выделение СО2, необходимо беречь и по этой причине. Ситуация с лесными пожарами в этом году обострилась до предела. По состоянию на конец августа в Сибири и на Дальнем Востоке выгорело более 17 млн гектаров (около 100 тыс. км² леса), что больше всех остальных пожаров в мире вместе взятых.

Дым от лесных пожаров достиг Северного полюса. По моему мнению, это прямые последствия изменения климата и деградации многолетней мерзлоты.

В этих условиях принципиально дофинансировать деятельность государственных органов, ответственных за тушение лесных пожаров. На охрану лесов от пожаров из федерального бюджета фактически выделяется 6 миллиардов рублей, но реальная потребность в финансировании противопожарных мероприятий составляет как минимум 14,2 миллиарда рублей.

Чтобы снизить долю лесных пожаров хотя бы вдвое, нужно обеспечить 4400 сотрудников парашютистов-десантников в регионах, 73 тысячи необходимого количества лётных часов, 927 тысяч километров наземного мониторинга, а также увеличение средств тушения.

Активная роль государства

Необходимость выделения дополнительных средств на первоочередные задачи сбережения российской экологии осознается в профильных структурах.

Глава Минприроды Александр Козлов потратил много усилий, чтобы убедить Минфин РФ в необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов. А это сейчас крайне непросто, учитывая ситуации с пандемией. В результате благодаря решению президента страны из госбюджета в регионы было дополнительно выделено на охрану от лесных пожаров ежегодно по 8 млрд. рублей.

Господдержка помогает решать и другую важнейшую задачу – утилизация объектов накопленного экологического ущерба. Благодаря входящему в структуру «Росатома» Федеральному экологическому оператору (ФЭО) запускается новая система обращения с отходами I и II классов опасности – наиболее токсичных и наносящих непоправимый вред природе. Создан цифровой механизм управления системой – ФГИС ОПВК, она позволит аккумулировать всю информацию о таких отходах и наладить их переработку.

В случае успеха, схема работы может быть расширена на отходы не столь опасные, а также поможет завершить полноценный запуск переработки твердых коммунальных отходов.

Территориальные схемы большинства регионов посчитаны с ошибками, ежегодно происходит рост образования ТКО, что создает неустойчивую ситуацию на мусорном рынке. В 20 регионах страны все действующие мощности полигонов исчерпаны - и нам в среднесрочной перспективе грозит мусорный коллапс.

Выхода два: либо повышать тарифы для населения, что очень негативно скажется на социальной ситуации во многих регионах, либо в ускоренном порядке создавать мощности по переработке отходов и собирать средства с производителей упаковки, составляющей до половины всего мусора на урбанизированных территориях).

Практика расширенной ответственности производителей внедрена практически во всех развитых странах и представляется логичной и правильной.

Однако, надо понимать, что часть производителей упаковки уже начали реализацию проектов по строительству мощностей и введения новых нормативных требований воспринимают слегка нервно, поэтому их надо поддержать, чтобы они вышли на максимальные мощности.

Основный государственный смысл введения РОП не в количестве вторсырья, экономической эффективности и налоговых сборах, а в сокращении объема полигонного захоронения в РФ.

Страна может стать чистой

Обновленная концепция РОП была утверждена 28 декабря 2020 года, в ней было закреплено создание системы целевых показателей по группам отходов.

До 2024 года планируется утилизировать не менее 36% от общего объема мусорообразования, перерабатывать - 60% от общего количества, также стоит задача ввести в эксплуатацию 32 млн. мощностей по обработке и 23 млн. мощностей по утилизации ТКО.

Благодаря поручению профильного вице-премьера Виктории Абрамченко это работа активизирована и скорее всего на показатели мы выйдем. Но работы ещё много. Свалками у нас занято более 40 тыс. га – это равняется территории, например, Голландии. Модель по переработке упаковки нужна срочно, и абсолютно разумно, чтобы за нее заплатил производитель, а не простые граждане.

Хотя по России в целом в переработку сейчас идет примерно 3—5 % (примерно 3,5 млн тонн) ТКО, есть примеры относительно позитивные. Например, Подмосковья запустило несколько десятков комплексов по переработке отходов и в части муниципалитетов (таких как Мытищи) уровень достигает примерно 20%.

Думаю, совместными усилиями нам удастся преодолеть все трудности и создать современную комплексную систему работы с отходами, и наша страна станет действительно чистой.

ekologia

 
Партнеры
politgen-min-6 Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
banner-cik-min Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
banner-rfsv-min Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
expert-min-2 Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
partners 6
eac_NW-min Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
insomar-min-3 Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
indexlc-logo-min Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»
rapc-banner Промышленность и экология проходят «акклиматизацию»