Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП
14.03.2022

Пора менять законы, отжившие свое


Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич поднимает вопрос о законах, которые в нынешней ситуации тормозят работу СМИ и множества других сфер.

Остановлюсь только на двух вещах, которые мне не дают покоя. Во-первых, история, связанная с госзакупками. Причем каждый раз, когда я поднимаю эту тему и говорю о том, что такого в XXI веке уже быть не может, слышу о том, что «вот вы хотите все разворовать» и так далее. Поэтому подготовил справку, в которой все четко изложено.

Об антикризисных мерах для государственных СМИ

Правила ведения закупочной деятельности для большого количества юридических лиц - учредителей отечественных СМИ в силу участия в их уставном капитале Российской Федерации или субъектов Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту – Закон № 223).

В настоящее время политическая ситуация и специфика деятельности СМИ требует принятия оперативных решений, включая срочные и непредвиденные выезды съемочных групп, выпуск специальных репортажей и прямых эфиров, срочные закупки оборудования, комплектующих, работ или услуг, которые требуют оперативного договорного сопровождения. Между тем, Закон № 223 строго регламентирует порядок и условия закупочной деятельности, в том числе в части порядка определения контрагента, соблюдения сроков каждого этапа закупки, заключения и исполнения договоров.

Помимо принятия антикризисных мер по поддержке бизнеса и населения необходимо принятие мер по поддержке национальных информационных ресурсов и СМИ. Такие СМИ сейчас повсеместно сталкиваются не только с непредвиденными дискриминацией, атаками, ограничениями со стороны оппонентов в информационном пространстве, так называемой «информационной войной», но и рисками, связанными с нестабильной экономической ситуацией в стране и мире в целом.

Учитывая волатильность курса рубля и учитывая, что более 90% оборудования для телевизионных нужд производится за пределами РФ, проведение длительных конкурсных процедур (около 30-40 дней) приводит к невозможности заключения и исполнения договора. Таким образом отрасль неизбежно будет страдать из-за отсутствия запасных частей и своевременной закупки оборудования, что может существенным образом повлиять на своевременное информирование зрителей о ситуации в России и в мире и предотвратить информационные угрозы.

Одной из антикризисных мер, способных поддержать отечественные СМИ, представляется приостановка или отмена системы закупок для юридических лиц – учредителей российских СМИ, подпадающих под действие Закона № 223. Ограничение или снятие с таких организаций обязательства по заключению договоров исключительно посредством предусмотренной Законом № 223 системы закупок позволит оперативней и эффективней реагировать на внешние и внутренние вызовы, с которыми сталкиваются отечественные СМИ, отстаивающие интересы Российской Федерации в информационном пространстве в период подобных чрезвычайных ситуаций.

Надо понимать, что против нас выходят люди, которые платят наличные доллары и евро здесь и сейчас. У них в информационной войне современные «ракеты», неограниченные финансовые ресурсы. Я, кстати, эту тему поднимал больше года назад в связи с незаконными уличными акциями. Я тогда еще говорил, они выводят людей, платят деньги, ведут агитацию. У них нет с этим проблем. А мы говорим, да, обязательно сейчас отреагируем - объявим конкурс и через три–четыре месяца приступим к работе. Я в очередной раз поддерживаю мысль некоторых экспертов, которые считают, что это все нам внедрили враги. Мы скованы по рукам и ногам и не только в СМИ, но и во всех сферах. В том же дорожном деле – летом мы проводим конкурс, а когда на дворе поздняя осень начинаем все асфальтировать.

На мой взгляд, это надо прекращать. Как изложено в справке, подготовленной моими юристами, СМИ, занимающиеся решением государственных задач должны быть свободны в своей работе. Особенно сейчас, когда еще и валютный курс скачет, какое-то планирование бессмысленно. Мне сейчас нужно закупить технику, по действующему закону я должен подготовить документы на конкурс при одном курсе, через месяц, когда будут подводиться итоги, он будет другой. А к моменту поставки вообще третий.

Ну и второй блок вопросов. Мы сейчас находимся в режиме санкций и контрсанкций. Нужно заниматься импортозамещением. Есть задача продвигать российских производителей, рекламировать их. И тут мы упираемся в другие законы. Если я на телеканале сделаю программу, посвященную отечественной сети здорового (или пусть даже нездорового, вместо Макдональдса) питания, то я рискую нарваться на штрафы, проверки со стороны ФПС и налоговых органов. Которые начнут проверять, а не получил ли я какие-то деньги за это. Так как это реклама. Опять же, кто написал эти законы? Опять враги?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижением на рынке.

Распространение на телеканале телепрограмм (сюжетов), которые будут содержать информацию о российских производителях товаров, работ или услуг, направленную на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к таким организациям, может быть квалифицировано как реклама, в частности, Федеральной антимонопольной службой при осуществлении своих полномочий.

Учитывая изложенное, распространение вышеуказанных телепрограмм возможно при условии внесения поправок в ФЗ «О рекламе» в части нераспространения действия Закона на информацию о деятельности отечественных производителей товаров, работ или услуг.

Считаем, что до внесения изменений в Закон «О рекламе» указанный вопрос требует разработки Федеральной антимонопольной службой соответствующего информационного письма, разъясняющего позицию антимонопольного органа, касающуюся возникшей правовой коллизии.

Мы находимся в ситуации, когда нам нужно срочно замещать западные компании, уходящие с нашего рынка. У нас есть нормальные российские предприятия, которые готовы прийти на эти места, рассказывать людям о себе. А СМИ этого, согласно существующим законам, делать не могут. Наверно, такие законы нужно менять, как и еще массу других, честно говоря, уже отживших свое.

goszakupka

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Пора менять законы, отжившие свое
banner-cik-min Пора менять законы, отжившие свое
banner-rfsv-min Пора менять законы, отжившие свое
expert-min-2 Пора менять законы, отжившие свое
partners 6
eac_NW-min Пора менять законы, отжившие свое
insomar-min-3 Пора менять законы, отжившие свое
indexlc-logo-min Пора менять законы, отжившие свое
rapc-banner Пора менять законы, отжившие свое