Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП
01.10.2022

Как рождаются и признаются государства

 

29 сентября президент подписал указы о признании независимости и государственном суверенитете Запорожской и Херсонской областей.

Ещё накануне представители ряда государств заявили, что такое признание не признают.

А существует ли какой-то обязательный минимум того, сколько государств должны признать новое образование, чтобы оно тоже стало считаться государством, и с какого момента территория, объявившая «мы теперь сами по себе» обретает государственность с политико-правовой точки зрения?

Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о том, что такое государство и о различных концепциях государственной легитимности.

Вопрос появления в современном мире государств и актуальный, и болезненный одновременно. Конечно, сохранилось небольшое число территорий, именуемых как заморские, которые походят на колонии (и даже имевшие такой статус в прошлом), но являются равноправными частями преимущественно западных держав. К примеру, Французская Гвиана или Аруба. В большинстве таких стран (но не государств) состоялись референдумы по вопросам самостоятельности, отделения от метрополии. Так в одной Новой Каледонии состоялось четыре референдума (в 1987, 2018, 2020 и 2022 гг.) по данному вопросу.

Безусловно, бывшим колониям легче следовать принципу самоопределения народов и принимать решения о независимости и суверенитете, в том числе благодаря абз. восьмому раздела «Принцип равноправия и самоопределения народов» Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.):

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Другое дело, когда непосредственно от территории государства откалываются его части. Нередко такие части никогда не были независимыми государствами или территориями. Например, той же Новой Каледонией до 1853 г. никто не владел. Пример обратного, Косово или Каталония всегда были частью конкретного государства. Однако первое отсоединилось от Сербии и считается некоторыми государствами как самостоятельное государство, а вторая так и осталась в составе Испании, результаты референдума о независимости 2017 г. никто не признал, а К. Пучдемону из-за обвинения в мятеже пришлось эмигрировать.

Мы не будем рассматривать причины становления новых государств, равно как и причины того, почему у одних получилось, а у других нет. Ограничимся только имеющимися доктринами (концепциями).

1. Что такое государство? Существует много определений понятия «государство» в учебниках по политологии, теории государства и права, конституционного права, международного права, социологии… Всё это доктринальные определения, основанные на богатом опыте существования государств.

Единственным международно-правовым документом, в котором установлены признаки государства, является Конвенция о правах и обязанностях государств (Монтевидео, 26.12.1933 г.). Согласно статье 1 Конвенции Монтевидео: государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками:

(а) постоянное население;

(b) определенная территория;

(с) правительство; и

(d) способность к вступлению в отношения с другими государствами.

СССР к Конвенции не присоединялся, Россия тоже. Поэтому мы будем рассматривать её наравне с другими доктринальными источниками. При этом примем, чтобы претендовать на звание государства некоей территории надо иметь постоянное население, собственное правительство и «способность к вступлению в отношения с другими государствами». 

2. На сегодняшний день известны по крайней мере две концепции признания государства как субъекта международных отношений. Ни одна из этих концепций не является формально установленной на всемирном уровне. 

А. Конститутивная концепция признания государства, которую советские международники считали отжившей. Хотя её приверженцем был английский международник Герш Лаутерпахт (1897-1960) Эта концепция ставит во главу угла признание нового государства остальными государствами. Последние вольны интерпретировать акт реализации права нации на самоопределение по своему разумению: не признаём решение образовать государство («результаты референдума») – значит не государство.

Конститутивная концепция используется во внешней политике и как инструмент сдерживания распада государств (с натяжкой пример Каталонии), и как инструмент поддержки дружественных стран (например, кейс Косово).

Уязвимость конститутивной концепции в том, что если вновь провозглашенное государство обладает ресурсами для жизни вне старого государства, от которого оно отделилось, то дипломатическое давление в виде непризнания может и не работать. Актуальный пример здесь, по-видимому, Приднестровская Молдавская Республика, частично признанная Абхазией и Южной Осетией, но выживающая, не без помощи друзей, с осени 1990 г.

Другое дело, что без международных сношений сложно вести внешнюю торговлю и вообще «делать деньги».

Б. Декларативная концепция, которой придерживались участники Конвенции Монтевидео: политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов (ст. 3). Эта формулировка почти дословно перекочевала в ст. 12 Устава Организации Американских Государств (1948 г.).

3. Исходя из анализа документов, принятых после 2000 г., Российская Федерация придерживается скорее индивидуально-конститутивной концепции признания: политико-территориальное образование является государством, если Россия его признает таковым. При этом неважно, признают ли такое образование иные государства. Примеры Косово и Китайская Республика. При чем с последней мы умудряемся сотрудничать, не признавая Тайвань как суверенное государство.

Какие государства Россия признавала в XXIвеке:

1) Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 72 «О признании Луганской Народной Республики»;

2) Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71 «О признании Донецкой Народной Республики»;

3) Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2014 № 147 «О признании Республики Крым»;

4) Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1261 «О признании Республики Южная Осетия»;

5) Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия»;

6) Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2011 № 919 «О признании Российской Федерацией Республики Южный Судан и об установлении с ней дипломатических отношений»;

7) Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2002 № 477 «О признании Российской Федерацией Восточного Тимора и об установлении с ним дипломатических отношений».

Референдум как основание для признания государства применялся ещё в далеком 1993 г. в Указе Президента Российской Федерации № 661 «О признании Эритреи»:

Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости 24 мая 1993 г. провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного, суверенного и независимого государства.

Референдум или иное подобная форма выражения волеизъявления необходим для подтверждения следования международному принципу равноправия и самоопределения народов.

Остается добавить, что Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 30.11.2016 г. № 640, не содержит указания на конкретную концепцию признания государств, ни критерии такого признания.

4. Европейский Союз завил о критериях для признания новых государств в Восточной Европе и на территории СССР (1991 г.):

1) уважение положений Устава Организации Объединенных Наций и обязательств, записанных в Заключительном акте Хельсинкского соглашения и в Парижской хартии, особенно в том, что касается законности, демократии и прав человека;

2) гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, сформулированными в рамках СБСЕ;

3) уважение неприкосновенности всех границ, которые могут быть изменены лишь мирным путем и по общему согласию;

4) признание всех обязательств, связанных с разоружением и нераспространением ядерного оружия, а также с безопасностью и стабильностью в регионе;

5) обязательство улаживать путем соглашений все вопросы, касающиеся правопреемственности государств и региональных споров, в том числе с помощью третейского суда.

Члены ЕС не признают политико-территориальные образования, возникшие в результате агрессии. 

Однако это декларативные критерии, имеющие региональный и, возможно, ограниченный конкретным историческим периодом характер.

ruki mir

 
Партнеры
politgen-min-6 Как рождаются и признаются государства
banner-cik-min Как рождаются и признаются государства
banner-rfsv-min Как рождаются и признаются государства
expert-min-2 Как рождаются и признаются государства
partners 6
eac_NW-min Как рождаются и признаются государства
insomar-min-3 Как рождаются и признаются государства
indexlc-logo-min Как рождаются и признаются государства
rapc-banner Как рождаются и признаются государства