Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП
16.01.2023

Церковный раскол как часть политической стратегии

 

Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников - о том, что стоит за церковным расколом на Украине.

Любая церковь является идеологическим мегаакторм. Настоящие верующие, люди с реальной религиозностью (она определяется по одному главному критерию - исполнение церковных обрядов), конечно, не могут игнорировать мнение своих пастырей. А тем более высших иерархов церкви, к которой себя причисляют.

Почему вдруг так рьяно несколько лет назад взялись за имитирование раскола на Украине? Это часть большой стратегии по ослаблению нашей страны. Как когда-то сказал Збигнев Бжезинский, без Украины Россия никогла не станет вновь империей. По этому плану часть русского мира надо было любым способом отколоть от России. И это, к сожалению, происходит достаточно успешно. Во всяком случае, пока.

Раскол – есть нарушение единства церкви. В христианстве раскол считается тяжким грехом. Часто раскол бывает спровоцирован каноническими разногласиями, но корневой его причиной являются разногласия политические. В классической чистоте мы сегодня и наблюдаем это на Украине.

По факту сейчас там две Православных церкви – УПЦ МП (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата) и ПЦУ (Православная Церковь Украины). Напомню, ПЦУ была образована в 2018-м году на объединительном соборе в Киеве. В 2019-м году Константинопольский патриарх Варфоломей предоставил этой новой церковной организации томос об автокефалии. РПЦ (Русская Православная Церковь) и УПЦ не признали Православную Церковь Украины и объявили ее раскольнической.

На этом, однако, размежевание не закончилось. В Украинской Православной Церкви Московского патриархата также нет единства. В конце мая 2022-го года собор УПЦ МП не согласился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом в оценке специальной военной операции.  Было принято постановление об отделении от РПЦ. Частично это связано с давлением на церковь со стороны киевской власти. УПЦ МП могли просто запретить как «религиозную организацию, руководящий центр которой находится на территории страны-агрессора».

С решением собора согласились не все украинские епархии. Поэтому в настоящее время в ряде храмов продолжается, в частности, богослужебное поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 

Да, единство народа в рамках одной крупной идеологической структуры разрушить крайне сложно. Поэтому исподволь, постепенно (рассчитано это было лет на 20-30) необходимо было подвести к административному разделению церкви, отторгнуть от Русской православной церкви ту ее часть, которая географически находилась на Украине. А для того, чтобы с этим смирились верующие и нужна была та оголтелая антирусская пропаганда, которую мы наблюдаем уже два десятилетия. 

Для того, чтобы сейчас это противостояние достигло своего апогея, нужно было лишить Русскую православную церковь инструмента влияния на населения Украины. И это было сделано. По сути, у нас отобрали дополнительное средство воздействия на жителей Украины. К сожалению, противостоять этому мы не смогли.

Конечно, РПЦ после этого ослабла. И не только в финансовом смысле (самые богатые приходы были на Украине), но и в плане имиджевом. Этого можно было бы избежать, если модель управления церкви была бы другой, если бы кадры, которые расставляли по приходам на Украине, были бы действительно идеологически замотивированы на сохранение  единства церкви. Конечно, были священники, которые, образно говоря, бросались на амбразуру, но большинство клириков молчаливо согласилось с переменами.

Дело в том, что приходы РПЦ находятся на всех континентах. По сути, наша церковь является мощнейшим инструментом для продвижения российской идеологии по всей планете. Вокруг каждого священника РПЦ, в какой-бы стране он ни служил, формируется целое культурное поле. А если к его мнению прислушиваются, то он может эффективно создавать, как минимум, позитивный имидж нашей страны. А в идеале мотивировать людей на определенного рода политическое поведение.

 

cerkov kupola

 
Партнеры
politgen-min-6 Церковный раскол как часть политической стратегии
banner-cik-min Церковный раскол как часть политической стратегии
banner-rfsv-min Церковный раскол как часть политической стратегии
expert-min-2 Церковный раскол как часть политической стратегии
partners 6
eac_NW-min Церковный раскол как часть политической стратегии
insomar-min-3 Церковный раскол как часть политической стратегии
indexlc-logo-min Церковный раскол как часть политической стратегии
rapc-banner Церковный раскол как часть политической стратегии