Трагедия, которую никто не распознал
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о происшествии в брянской гимназии.
Тема очень сложная и многокомпонентная. Во-первых, очевидна необходимость кардинальных изменений в обеспечении безопасности наших школ. Дело в том, что бабушки-вахтеры или пожилые охранники ЧОП, не имеющий ни знания, ни опыта, ни соответствующих средств защиты, не могут решить этот вопрос. Откровенно говоря, они даже не знают, как действовать в таких ситуациях. Думаю, отчасти решить эту проблему может замена охранников ЧОП на сотрудников Росгвардии, которые, с одной стороны, имеют необходимый опыт (хотя бы минимальный) поведения в подобных ситуациях, с другой – имеют право носить и применять оружие. Это одна сторона проблемы.
Второй вопрос – хранение огнестрельного оружия. Каким-то образом эта девочка получила к нему доступ. Конечно, это прямое нарушение правил хранения огнестрельного оружия. И здесь её отец тоже должен нести ответственность. Я думаю, что и уголовную ответственность в том числе.
И наконец, как минимизировать конфликты, которые к подобным ситуациям могут привести. На мой взгляд, в школах нужно вводить ежегодное психологическое тестирование детей. Должны работать психологи, чтобы понимать у кого есть какие наклонности, у кого какие мысли (в том числе суицидальные), кто вообще склонен к тому или иному виду насилия. Конечно, это тоже не даст стопроцентную гарантию, но минимизировать подобные трагедии сможет. Вот сейчас этой восьмикласснице назначили посмертную психологическую экспертизу. А если бы такая экспертиза проводилась до произошедшего, вполне возможно, что этого случая не было бы.
Ну и, конечно, это ответственность классного руководителя. Он должен знать, какая ситуация в классе. Если классный руководитель этого не знал, значит это плохой учитель. А можно было бы подстелить соломку, стать неким медиатором, посредником в разрешении конфликта между учащимися. Видимо, в данной ситуации классному руководителю до этого не было дела. А может быть, он просто и не знает, как разрешать конфликты. Вряд ли учителя проходят курсы медиации, а это тоже надо бы делать.