Городам России – достойную среду и социальную инфраструктуру
13 и 14 ноября в Екатеринбурге проходит традиционный форум «Города России 2030: территория проектов», посвященный проблемам муниципального градостроительства, реализации нацпроектов на уровне муниципалитетов. Эксперты, представители власти и общественных организаций сходятся во мнении о наличии сложностей по координации федеральных и местных решений, например в части сбалансированного строительства жилья и социальных объектов.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов с подробностями работы и первых итогов представительного форума в крупнейшем городе Урала.
IV Общероссийский форум «Города России 2030: территория проектов» начал свою работу в Екатеринбурге, объединив под своей эгидой мэров, экспертов и активных муниципальных деятелей из регионов УФО. Форум-2030 проходит в течение двух дней, в ходе которых обсуждаются вопросы национальных проектов и участия в них муниципалитетов, тема агломераций, а также объединение муниципальных образований с появлением муниципальных округов и больших городских округов при ликвидации сельских поселений.
На пленарном заседании в рамках форума я поставил вопрос о необходимости появления системной работы в муниципалитетах по реализации нацпроектов, так как сведения о недостаточном финансовом исполнении нацпроектов, с одной стороны, свидетельствуют о пробуксовке исполнения программ на региональном и местном уровне, а с другой, говорят о том, что без глав муниципалитетов на этом уровне ничего невозможно добиться.
Видна явная закономерность в части неисполнения нацпроектов: экология, цифровизация, комплексный план развития инфраструктуры, производительность труда – т.е. именно те программы, за реализацию которых на муниципальной уровне ответственных в большинстве своем нет, когда вся работа замыкается на региональном и федеральном уровне.
На форуме были представлены, как минимум, три отличных опыта в сфере цифровизации, технологий умного города, которые эффективно и эффектно реализуются. Например, сегодня в Тюмени вся система транспортного сообщения функционирует с помощью интерактивных и информационных систем, которые равно могут использовать как администрация города, так и население. В Екатеринбурге представлен феерический проект о переведении светофоров на светодиоды с высвобождением 70% энергии, которую можно будет использовать для работы системы датчиков, оценивающих состояние среды в данной конкретной точке. Ханты-Мансийск показал историю с «цифровой квартирой» для инвалида, который может управлять всеми процессами в доме с помощью дистанционного пульта.
Многие руководители регионов, присутствовавшие на форуме, докладывали о своем опыте укрупнения муниципалитетов и выхода на уровневую систему местного управления. В некоторых случаях – это назревшая необходимость, когда в поселении остается 200 человек и на 98% оно дотационное, то избежать укрупнения практически невозможно. По официальным данным, есть муниципалитеты, в которых нет жителей. Полпред президента в УФО Николай Цуканов отметил, что процесс укрупнения не должен превратиться в «компанейщину», потому что зачастую укрупнение муниципалитетов не приводит ни к экономии бюджета, ни к сокращению муниципальных служащих, что декларировалось изначально.
В рамках форума проходил круглый стол по теме развития агломераций, в частности речь шла о снятии законодательных барьеров при создании межмуниципальных организаций, их нормального функционирования, разделения имущества, предоставления им возможности оказания муниципальных услуг. Наше законодательство предусматривает подобные возможности, но, к сожалению, механизм их реализации не прописан, поэтому чаще всего усилия нескольких муниципалитетов не доходят до уровня создания совместных школ, детсадов, домов культуры или транспортной системы, ограничиваясь декларацией о намерениях.
Проблема реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», трудности градостроительной политики также обсуждались на круглом столе. Мы пришли к выводу, что в настоящее время рамки градостроительного регулирования слишком мягкие, они идут на поводу у застройщиков, не позволяя формировать облик города, соотнося застройку с планами и стратегией современного российского города, заключенными в четырех регистрах: жилье, рабочие места, социальная и транспортная инфраструктура. Город может безболезненно развиваться, только если все четыре этих уровня правильно соотнесены. В этом отношении Екатеринбург представил прекрасный опыт «тепловой карты», в рамках которой застройка планируется непосредственно под социальную инфраструктуру.
Главное – не строить квадратные метры для галочки, на них должен быть запрос со стороны жителей, удовлетворенных качеством среды и социальной инфраструктуры. То есть мы обсуждали не проблему обеспечения людей жильем, но обеспечение человека функциями, необходимыми для жизни, исходя из его потребностей.