Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП
25.12.2020

Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг

 

Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о продлении действия особого статуса Донбасса до 31 декабря 2021 года. Закон об особом статусе был принят Верховной радой Украины в 2014 году, но так и не введен в действие. Осенью 2018 года украинский парламент продлил его до конца 2019 года, а после встречи в Париже "нормандской четверки" в декабре 2019-го Верховная рада на внеочередном заседании продлила действие закона об особом статусе Донбасса до 31 декабря 2020 года. Советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк заявил, что продление особого статуса Донбасса не создает новых рисков для Киева, это подтверждение его готовности работать в рамках "Минска-2".

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов считает, что на прямые переговоры с Донбассом сможет выйти лишь следующее поколение политиков.

Тот закон, который должен был принят по итогам Минских соглашений, конечно, в силу не вступил. Более того, в Киеве и не собирались это делать. А указ президента Украины позволяет считать территорию Донбасса оккупированной. И все нормы, которые там содержатся, направлены именно на это. В частности, там прописана экономическая блокада. Это была инициатива украинских националистов, и ее поддержал еще Петр Порошенко, поскольку ему просто деваться было некуда. И Владимир Зеленский, собственно говоря, тоже не может резко изменить политику Украины в отношении Донбасса.

Все подобные указы, естественно, противоречат Минским соглашениям. Официальный Киев стремится к тому, чтобы создать такие невыносимые условия для жителей Донбасса, при которых бы они сами захотели вернуться. Но это, конечно, глупость. Здесь важно отметить, что Украина до сих пор не рассматривает ДНР и ЛНР в качестве сторон переговорного процесса. То есть Киев отказывается признавать, что это внутренний, гражданский конфликт, а не агрессия России. И это самая основная проблема, о которой Россия постоянно говорит. Но официальные власти Украины продолжают настаивать на своем, и это понятно, им нужен внешний враг. Дела в стране идут плохо, а наличие «внешнего врага» позволяет консолидировать нацию.

На Украине есть серьезные политические группировки, личности, которые совершенно независимы от президента. В первую очередь, Арсен Аваков – один из инициаторов всех этих процессов. Он, как раз, «ястреб». А Зеленский пытается лавировать между «ястребами» и «голубями», хотя последних на Украине почти не осталось. Он сегодня в очередной раз заявил, что есть желание провести встречу в минском формате с участием президента России. Сказал, что в любой момент может позвонить Владимиру Путину. Непонятно только, о чем Зеленский собирается говорить. Все давным-давно решено, надо только исполнять минские соглашения. А вот исполнять Киев их не может, потому что это равнозначно внутреннему конфликту с националистическими группировками.

Зеленский, безусловно, слабый президент. Но то, что нет массовых обстрелов, ведутся переговоры об обмене пленными, действуют минские рабочие группы – уже плюс.

Не стоит забывать и о влиянии Запада. Зеленский неоднократно говорил, что в состав минской группы должны войти США. Думаю, что новая администрация Байдена, в отличие от Трампа, может усилить свое присутствие на Украине. К чему это может привести, неизвестно.

Говорят, что Украина закупает турецкие беспилотники, посмотрев на ситуацию в Нагорном Карабахе. Может ли это привести к военным действиям? Думаю, нет. Но попытаться прощупать эту историю тот же Аваков может. Но, на мой взгляд, республики Донбасса к этому готовы, и перспектив возвращения территорий военным путем, по аналогии с Нагорным Карабахом, там нет и не будет. Россия этого просто не допустит.

Единственный вариант – прямые переговоры Киева с Донецком и Луганском. Но Украина к этому не готова. Может быть через несколько десятков лет, следующее поколение политиков и будет готово. Но пока речи о прямых переговорах нет, нет и разрешения этого конфликта.

 

donbass slava

 
Партнеры
politgen-min-6 Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
banner-cik-min Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
banner-rfsv-min Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
expert-min-2 Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
partners 6
eac_NW-min Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
insomar-min-3 Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
indexlc-logo-min Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг
rapc-banner Украине нужен не особый статус Донбасса, а внешний враг