Председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
22.12.2021

Из локальных туристических брендов – в национальные

 

Председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов - о том, как из ранее недооцененных достопримечательностей могут получаться туристические хиты, и о перспективах развития судоходства в рамках развития внутреннего туризма.

Следует признать, что внутренний туризм в России в последние годы развивается более активными темпами. Некоторые новые локальные туристические бренды даже превратились в национальные. Например, аул Гамсутль в Дагестане, который мы впервые в 2019 году признали общенациональным мощным брендом. На тот момент это был заброшенный аул, на который мало кто обращал внимание. О его потенциальной туристической привлекательности говорили в основном лишь в самом Дагестане. Тем не менее, на большом туристическом форуме мы, выступая от Общественной палаты РФ, о нем рассказали. На форуме были представители регионов со всей страны, его посетило множество блогеров, об ауле узнали и заговорили. И сегодня Гамсутль – это туристический хит. Практически каждый день спускается с горы, где расположен аул, несколько сотен, а то и тысяча посетителей.

Теперь мы уже ведем о совершенно других задачах – о том, как сохранить это наследие нетронутым, как не допустить того, чтобы там началось какое-то новое строительство. Надо отдать должное волонтерам, которые первыми начали заботиться об этом уникальном месте, сегодня уже благоустроили эту территорию. Она стала совершенно другой, и, безусловно, стала туристической.

Таких историй достаточно много. Но пока за последние годы только несколько регионов России смогли создать такие новые туристические хиты. Среди них – Северный Кавказ, Мурманская область, Республика Алтай. Для каких-то категорий туристов – это еще и Камчатка. Понятно, что о Камчатке и Байкале все знают и многие давно мечтали там побывать. Но такими местами, куда более массово едут, нежели это было раньше, они стали в последние два года. В этом же ряду – Калининградская область, которая тоже повысила свою туристическую привлекательность.

Регионов с высоким туристическим потенциалом в нашей стране достаточно много. Например, национальный парк «Смоленское Поозерье» мог бы стать мощной новой дестинацией пляжного отдыха, как, впрочем, и не только пляжного. Вместе с соседствующими достопримечательностями мог бы получиться серьезный туристический кластер, который, к сожалению, пока еще недовостребован.  

Также. Например, многие территории вокруг реки Волга в результате восстановления водных путей могли бы по иному зазвучать при развитии концепции водного, яхтенного туризма. К сожалению, пока это только планы. Пока мы видим, что из сотен формально судоходных рек, по пальцам можно посчитать те реки, по которым действительно организовано судоходство. Река Ока считается судоходной, но в реальности это не так. Вокруг Оки большое количество историко-культурных, природных достопримечательностей и возможностей для пляжного отдыха. По большому счету, территории вокруг Оки могли бы быть не менее востребованными, чем историческое Золотое кольцо России.

Все-таки отмечу, что некоторые точки близ реки сейчас серьезно продвигаются. Мы видим большой турпоток в Коломну, Тарусу, Боровск. Но, если посмотреть, что есть вокруг, то мы видим много не использованных возможностей. Наверняка интерес у туристов вызовет посещение самого маленького города России Чекалина, купеческий город Белев с его гастрономическим брендом, прекрасные Муром и Гороховец, о которых, кстати, президент говорил в своем Послании.

Есть возможность для того, чтобы построить такой огромный маршрут, который сейчас по сути не функционирует. Хотя мы на туристической платформе «Живое наследие. рф» уже этот мегамаршрут под названием «Велика Ока» выстроили, показали три его основных сегмента – Верхнеочье, средняя и нижняя Ока. Обозначили места от Рязани до Нижнего Новгорода с указанием – что посетить. Пока это лишь описание маршрута.

В перспективе можно было бы двигаться к тому, чтобы водный путь по Оке был возрожден, чтобы по реке ходили небольшие двухпалубные суда и связывали эти территории, наполняли их дополнительной туристической энергией.

 

turizm

 
Партнеры
politgen-min-6 Из локальных туристических брендов – в национальные
banner-cik-min Из локальных туристических брендов – в национальные
banner-rfsv-min Из локальных туристических брендов – в национальные
expert-min-2 Из локальных туристических брендов – в национальные
partners 6
eac_NW-min Из локальных туристических брендов – в национальные
insomar-min-3 Из локальных туристических брендов – в национальные
indexlc-logo-min Из локальных туристических брендов – в национальные
rapc-banner Из локальных туристических брендов – в национальные