logo_VK VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
28.11.2018

VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы

 

23-25 ноября прошел очередной, уже 8-й по счету Форум специалистов политических профессий "Политический менеджмент и политическое консультирование 2018-2024: Вызовы и тенденции в оценках экспертного сообщества". Место проведения на этот раз - в Переславском районе Ярославской области.

Форум сегодня позиционируется "как значимая коммуникационная площадка для специалистов политических профессий, как переговорная площадка для всех субъектов политического процесса, как механизм включения потенциальных акторов политического процесса в цивилизованный, профессиональный избирательный процесс и отношения".

В Форум приняли участие более 250 политконсультантов, политтехнологов, политтехнологических команд федеральной и региональной специализации, российских политологов – практиков, теоретиков в области избирательного процесса и избирательных технологий, представителей законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, представителей избирательных комиссий. Среди участников - руководители и представители политических партий и их технологических управлений, депутаты Государственной Думы РФ, законодательных собраний субъектов РФ, сотрудники политконсалтинговых компаний, социологических структур, журналисты, блогеры, представители бизнеса и общественных организаций.

В программе Форума были как выступления экспертов, так и разнообразные дискуссионные площадки. Основные темы Форума - итоги избирательного цикла-2018, Избирательный кодекс России, экспертиза региональных политических процессов, "внутренние вопросы" сообщества специалистов политических профессий.

Организаторы подготовили специальный набор стикеров для телеграма https://t.me/addstickers/hrpt2018.

Алена Август - о стикерах:"...Прекрасная идея со стикерами для тг оргкомитета 8-го Форума специалистов политических профессий весьма оживила атмосферу форума. На самом деле это еще одно свидетельство, что цех формируется и консолидируется, ведь юмор - свидетельство здорового развития любого сообщества. Мой стикер, надеюсь, действительно "огонь" не только в связи с цветом волос. Впрочем, надеюсь, огня будет больше и в предстоящих кампаниях - политическая реальность меняется, это было предсказуемо, и надо соответствовать времени, даже слегка его обгоняя..."

Prisp.Ru сделал подборку материалов Форума и наиболее интересных заявлений, прозвучавших на нем. 

Подборка презентаций экспертов форума:

Электоральные процессы в России – влияние интернет-среды. Виталий Ермолаев, основатель проектов: Elect-Assist и НСО МГУ им. М.В. Ломоносова «Интернет в электоральных процессах современной России».

10 актуальных политических вопросов и 8 ответов на них. Марат Баширов, авторский телеграмм канал «Политджойстик». 

Политтехнолог как медиатор в социально-политических конфликтах. Олег Иванов, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП.

Путь становления политтехнолога «туда и обратно». Место неэлекторальных процессов. Александр Серавин, президент Ассоциации электронной электоральной политики, директор исследовательских программ Экспертной группы «PiteR».

Новая политическая реальность: электоральный аспект. Владимир Перевозчиков, руководитель консалтингового агентства «ПЕРВЫЙ СОВЕТНИК», политтехнолог. 

Что делать с партиями. Алексей Куртов, президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК).

Политическое Росвидео: просто, профессионально, красиво. Михаил Черепанов, управляющий партнёр «Росвидео».

Мэрский консалтинг: форматы и стратегия. Дмитрий Михайличенко, руководитель Института региональной экспертизы.

Проблемы мобилизации электората в рамках выездного голосования. Илья Турманидзе, ведущий аналитик Института региональной экспертизы.

 

Ниже приведены основные тезисы экспертов форума и его оценки

Мнения экспертов Форума специально для Prisp.ru

Алексей Куртов, президент РАПК, политический консультант

Форум уже стал системным событием в цехе политтехнологов и политических консультантов. Он вошел в ряд необходимых для нашего цеха мероприятий, таких как Ночь выборов, международный конгресс РАПК – это основные наши мероприятия, которые планово проходят каждый год, и сообщество привыкло к ним. Приезжает много людей, очень интересные доклады звучат. Поэтому я считаю, что это очень полезное, нужное и важное мероприятия. Благодарю Екатерину Семененкову и ее команду, которые занимались организацией форума.

Глеб Кузнецов, руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ):

Сам форум я оценивать не берусь, поскольку был участником лишь одной панельной дискуссии. Мы говорили о том, что не стоит сосредотачиваться только на избирательных кампаниях, что задачи специалистов политических профессий – это работа с обществом, с группами общественных интересов. И эта работа должна вестись все время, а не только во время избирательных кампаний. Эту тему мы обсуждали с разных сторон, как с точки зрения урегулирования каких-то негативных повесток, вспоминая про мусорные войны в Волоколамске или протесты, связанные со стройками, так и с точки зрения модерации добровольчества, работы с позитивными общественными интересами.

Подчеркну, выборы – это лишь небольшая часть работы специалистов нашей сферы. Не надо на них фокусироваться. Какими бы ни были результаты выборов, они не перестают быть ничтожно малой частью того, что могли бы делать специалисты по гуманитарным и социальным технологиям.

Алена Август: политтехнолог, эксперт по PR и GR-коммуникациям:

Форум в настоящее время - одна из важных площадок для обмена мнениями и выработки, насколько это возможно, консолидированного мнения цеха политтехнологов. Это важно в том числе и для формирования имиджа цеха в целом. Несмотря на то, что политтехнологические команды довольно разнообразны - от "диких" специалистов до вполне легализованных и официально работающих с заказчиками специалистов. На секции "Что мы можем предложить заказчикам?" как раз и шла речь о том, каков есть и должен быть современный политтехнолог. Обсуждали и психосемантические исследования экспертного сообщества в этом направлении, и подходы к развитию профессионалов-"оркестров", умеющих организовать кампанию в условиях дефицита ресурсов и времени, и взаимодействие в сообществе, и новые роли, где можно применять свои умения и знания - например, модерация и работа с конфликтным полем. На самом деле, это действительно важно - не только отвечать на запросы времени, но и опережать их.

Григорий Казанков, политтехнолог:

Каждый форум по своему уникален, поэтому сравнивать это мероприятие с тем, что было, допустим, в прошлом году, неправильно. Есть отличия, а есть некоторые общие моменты, ради которых форум ежегодно проводится. Это возможность собраться вместе, пообщаться, поговорить о сугубо корпоративных вещах, обсудить тенденции развития рынка. Интересных выступлений на форуме было очень много, из самых ярких могу выделить выступления своих коллег – политтехнологов Глеба Кузнецова, Александра Серавина и Екатерины Филоновой.   

Основной тезис моего выступления – сейчас идет явный  рост гражданской активности людей, объективно этому есть разные причины, но для нас важно понимать, как это можно использовать и для чего. Выборы – это история вторичная. Нужно постоянно работать с гражданским обществом, и при этом условии выборы становятся лишь производной этой работы. 

Социально-политическая ситуация в стране меняется очень быстро. И мои коллеги, так же, как и я, это чувствуют, они же работают с людьми практически постоянно и, естественно, все отслеживают интернет, соцсети. У каждого свой опыт, но  все согласны с тем, что ситуация кардинально меняется. 

При этом я считаю, что любая гражданская активность изначально не несет протеста, а носит абсолютно позитивную направленность. Потому что обычно активность связана с тем, что люди хотят что-то построить или сохранить, а не протестовать против чего-то. Другой вопрос, что как только они сталкиваются с властью и получают от нее по носу, это все превращается в протест. А чиновники у нас к этим проявлениям изначально относятся как к протесту. Например, "люди протестуют" против вырубки сквера. На самом деле они не протестуют против вырубки сквера, а борются за то, чтобы сохранить сквер. Это не протест, это желание сохранить то, что у них есть. Любая гражданская активность направлена на то, чтобы стало лучше, а не стало хуже. Просто власть сразу начинает к этому относиться так, что все превращается в протест. И эта тема – как раз и является полем деятельности для коллег, и в одну, и в другую сторону, в зависимости от того, какие задачи они решают в конкретной ситуации. Но с этим надо работать, нельзя абстрагироваться, не важно – выборный идет период или нет. Об этом мы и говорили на секции, обсудили примеры подобной работы – разные невыборные проекты последних лет с включением и использованием проявлений гражданской активности.

Татьяна Лушникова, вице-президент РАПК, электоральный юрист:

По инициативе Центризбиркома с июля 2018 года началась разработка единого документа, регламентирующего выборы и референдумы в стране (за исключением общероссийского референдума). Сейчас нормы разбросаны по десятку федеральных законов, а в региональном законодательстве неурегулированные нормы приобретают иногда причудливые очертания.

Среди новых норм в Кодекс планируется внести гарантии прав коренных малочисленных народов при образовании избирательных округов, регламентировать предварительные внутрипартийные голосования избирательных объединений, урегулировать порядок соглашений между избирательным объединением и общественными объединениями о взаимодействии в ходе выборов. Также впервые в отдельную статью выведены правила агитации в сетевых изданиях.

Среди ожиданий по изменению существующих норм первое место делят изменение даты единого дня голосования, вплоть до введения двух дней голосования в году или полной его отмены; и пересмотр условий так называемого муниципального фильтра на выборах высших должностных лиц субъектов РФ. Муниципальный фильтр, по мнению подавляющего большинства политологов и политиков, так и не начал исполнять функцию «народного доверия», а все чаще используется в качестве непроходимого барьера для неугодных власти кандидатов.

Олег Молчанов, политтехнолог, политический юрист 

По существу могу сказать, что настроение участников форума, как политиков, так и технологов, других специалистов политических профессий несколько изменилось. Изменилось в соответствии с общими настроениями людей, избирателей. Люди устали от нынешней политической ситуации как на федеральном уровне, так и на уровне своих регионов. Люди готовы что-то менять. Они, может быть, не очень понимают, в какую сторону надо менять, но хотят обновления. Это обновление порой принимает причудливые формы, выливаясь в голосования за каких-то откровенных фриков, в срыве выборов, как например, в Приморье, и т.д. 

Сейчас общество, и профессиональное сообщество в том числе, вырабатывает направление этого обновления. Если подвести итог всем выступлениям, прозвучавшим на форуме, то тема общая была – куда мы будем меняться, в какую сторону. 

Основной же тезис моего выступления – то, что надо понимать, что работа политических юристов – это такая дубина, и неумелое ее использование уже в день выборов может привести результату, который будет противоречить общей цели кампании - победе на выборах. Безусловно, юридические возможности большие, но пользоваться ими нужно осторожно

Алексей Федоров, политконсультант, член Российской ассоциации политических консультантов:

Восьмой форум специалистов политических профессий прошёл на традиционно высочайшем уровне, к тому же, организаторы в этот раз удивили участников новой локацией - отелем "Азимут Переславль". В целом для профессионального сообщества форум является редкой возможностью встретиться таким широким кругом специалистов и поделиться опытом в режиме "нонстоп" на протяжении нескольких суток, а также обсудить различные аспекты профессиональной деятельности, проблемы и перспективы профессии.

Порадовало в этом году обилие развёрнутых выступлений спикеров по кейсам знаковых кампаний нынешнего сезона, например, по выборам глав Республики Хакасия и Хабаровского края. Также хотелось бы отметить на прошедшем форуме содержательно-качественный уровень секции "социологов".

Екатерина Курбангалеева, директор АНО «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», член Общественной палаты РФ

Первый день форума был посвящен обсуждению прошедшего уникального выборного сезона. Все мы знаем про четыре региона, где все пошло не так, как планировали; про пенсионную реформу, которая во многом предопределила дизайн избирательной кампании. В связи с этим хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, знаковым стало то, что социальная повестка стала определять электоральную больше, чем когда-либо. А во-вторых, возрастает роль технологов, политконсультантов, которые свои знания и компетенции могли бы применить для «расшивания» сложных ситуаций, связанных в том числе с социальной повесткой, не только в рамках избирательной кампании, но и в межвыборный период. Действительно, люди, которые постоянно работают с общественным мнением и в условиях постоянного кризиса, обладают необходимым инструментарием, который можно использовать для решения сложных социальных проблем. Эту тему, кстати, предложили эксперты ЭИСИ. 

Больше о социальной повестке говорили на второй день. На мой взгляд, в этом году самыми сложными выборы стали даже не для губернаторов, а для депутатов законодательных собраний, в первую очередь, для кандидатов от «Единой России». Но в следующем году от партий особенного ничего уже ждать не будут. Зато многого будут ожидать от губернаторов и мэров, то есть от тех, кто отвечает за исполнение социальных обязательств. Поскольку сейчас основу определяет социальная повестка, то и исполнение социальных ожиданий, соцобязательств становится краеугольным камнем, от которого будет зависеть исход выборов. И соответственно, это означает повышенный запрос к исполнительной власти, губернаторам и мэрам. 

При этом, на мой взгляд, можно выделить несколько тем, где в первую очередь возможны вызовы и социальные риски. Во-первых, это экология в целом, в частности "мусорная проблематика". Ситуацию усугубляет введение с 2019 года «мусорной» реформы: создание системы единых региональных операторов и появление "мусорного сбора".

Второе - тема здравоохранения, которое "все больше болит". Нет ни одного региона, в том числе и Москва, где могли бы похвастаться тем, что вопросы кадрового дефицита врачей, отсутствия очередей в больницы, необходимости попадания к узким специалистам, работы скорой помощи – были бы решены удовлетворительно и полностью. 

Третий вопрос, связанный с предыдущим, - это вопрос лекарственного обеспечения, как в целом населения, так и льготных категорий, а также орфанников. 

Четвертое - все, что касается стройки: массовые застройки, необходимость проведения общественных слушаний. Наглядный пример — Кунцево. И тема застройки, в частности, будет определяющей для Московской городской Думы в следующем году. 

И наконец, последняя тема, актуальная больше не по содержанию, а по форме – это высказывания чиновников и народных избранников. В последнее время случаи высказываний госслужащих в публичном пространстве участились. Не знаю, кто их тянет за язык, но им очень хочется озвучивать свое мнение, а получается высказаться в самый неудачный момент и в самых неудачных формах.

Роман Смирнов, адвокат, президент Ассоциации политических юристов, эксперт Центра ПРИСП 

Избирательный кодекс не изменит ситуацию радикально

Общая оценка прошедшего форума — что своих целей как мероприятие для достижения профессиональных целей, тематического общения - он достигает. Люди встречаются, обмениваются мнениями, общаются кулуарно и в аудиториях, обсуждают какие-то цели, связанные с глобальными проблемами.

Главная проблема, которая сейчас волнует собравшихся на всех профессиональных площадках, это определение целей, куда двигаться и какими инструментами их достичь. Этого, к сожалению, мы пока ни на одной площадке сами для себя сформулировать не можем. Это вечный поиск, но пока это скорее процесс, чем результат.

Основная тема выступления, дискуссионной площадки

Главной темой нашей юридической площадки было то, как Избирательный кодекс повлияет на последующие выборные сезоны. Были разные точки зрения. Но я считаю, что радикальных изменений не последует, потому что системных предпосылок этому нет. Идет тенденция к прозрачности и снижению барьеров.

«Выезжать» на партийной среде - абсурдно

Я поделился своими выводами по двум кампаниям, в которых участвовал в этом году.

Первое, что порадовало, это качественный профессиональный рост юристов-оппонентов - парламентских партий и несистемной оппозиции. Они стали более серьезно относиться к электоральным процессам.

Мне кажется, определенная психика началась отрабатываться на уровне самих партий, даже не у юристов, то есть кадры достигли примитивного базового уровня. Раньше они были за чертой понимания закона и правоприменительной практики. Если они не электоральные юристы, то они сильны не знанием закона, а использованием каких-то процессуальных хитростей. В любом случае, они растут, пытаются себя проявить, с собственной аргументацией и позицией. Хотя, конечно, главный недостаток у партий парламентской оппозиции остается — они пытаются выехать на своих людях, не желают платить независимым консультантам и юристам, пытаются вырастить кадры в своей среде.

Выехать на чисто партийной среде – эта идея попахивает если не абсурдом, но явно невысоким качественным результатом. Невозможно работая дистанционно из Москвы или участвуя в одном-двух процессах за несколько лет, добиться хороших профессиональных результатов. На мой взгляд, надо стремиться не только выращивать партийные кадры, но и обращаться к независимым специалистам, хотя бы для получения какого-то аудита, оценки. А партии предпочитают не замечать вообще этого рынка. И причем это связано не с тем, что денег нет в принципе, а скорее, с желанием потратить их на что-то другое. Пользы это явно не приносит, во всяком случае в юридическом аспекте.

Второе, что я хотел бы отметить, - достаточно интересную процессуальную практику этого года. Было много судебных дел, как в Хакасии, так и в Нарьян-Маре. Благодаря активному участию оппонентов, несколько из них дошли до Верховного суда. Коммунисты стремились отменить выборы в Хакасии. Ничего у них не получилось, потому что действенных аргументов не было, но тем не менее иски были многократные. По отмене выборов происходили интересные действия: иски то объединяли, то отменяли требования. Такого частого обращения с нижестоящими судами я на своей практике не помню. И в этом плане оппоненты использовали не электоральные приемы, а именно уловки по использованию процессуального кодекса, чтобы затянуть процесс, а явно не для достижения какого-то результата.

Из практики в Хакасии: несмотря на полное отсутствие аргументов, суд по отмене итогов можно тянуть почти два месяца. Хотя вся аргументация сводилась к тому, что "были какие-то где-то нарушения, вбросы, и мы считаем, что этого достаточно, чтобы отменить результаты". 

Прокуратура действует

Из новых практик могу отметить активное участие прокуратуры в выборных делах. Я встречал это в НАО, прокуратура выписала протест на незаконное решение, в Хакасии – было представление прокуратуры. Я не помню, чтобы до этого прокуратура так активно выписывала протесты по жалобам. Видимо, они увидели веское основание, фактуру, на которые надо отреагировать.

Интересный прецедент был также в Ненецком автономном округе. Там отменили регистрацию полномочных представителей избирательных объединений, и все их дальнейшие действия по подаче и заверению документов были признаны юридически ничтожными. На этом основании в регистрации отказали и партии, и кандидатам от этой партии. Все решения отстояли в Верховном суде РФ. Стоит обратить внимание, что требования распространяются не только на кандидатов, но и на всех участников избирательного процесса. На мой взгляд, это весомый тренд, когда отказывают не только кандидатам, но и избирательным объединениям, которые их выдвигают. Все это будет иметь продолжение и в следующем политическом сезоне.

Сведения об иностранных счетах выдают с трудом

С учетом санкций, которые сейчас действуют против России, затруднено получение финансовой информации о потенциальных кандидатах, несмотря на взаимодействие органов. Практика уже появляется, когда пробивают иностранные счета и имущество за рубежом. Пока это единичные случаи, практика не несет массового характера. Власти иностранных государств со скепсисом относятся к российским правоохранительным органам, сомневаясь в том, что они выполняют политические цели, а скорее пользуются их информацией как инструментом давления. И с большой неохотой они выдают информацию, только лишь под большим давлением, когда вмешиваются Росфинмониторинг и ФМС.

Право силы было всегда

Все плачи по поводу того, что раньше у нас были независимые суды, арбитры, а сейчас мы имеем не право в чистом виде, а право силы, то есть административное давление, - считаю не совсем объективными. Право всегда ориентировалось и ориентируется на тех, у кого больше ресурсов: организационных, финансовых, властьраспределительных и других иных. Что это, если не право силы? Поэтому подобные разговоры ведет или проигравшая сторона, или сторона, неправильно оценившая свои силы. Бывает, что какой-то ресурс (власть предержащий или финансовый) начинает работать против тебя. На это надо рассчитывать заранее и быть готовым, просчитывать ход событий.

Уголовные дела не выносят на федеральный уровень

Региональные процессуальные практики от избирательных комиссий все так же нестандартны, от региона к региону имеют тенденцию изменяться, по-своему трактовать закон. В этом плане и тенденции, и тренд 2018 года не изменились.

На мой взгляд, возрастают риски уголовные, в том числе, связанные с возбуждение уголовных дел против членов избирательных комиссий, победивших или проигравших кандидатов независимо от статуса. Прокуратура, избирательные комиссии и другие правоприменительные органы продолжают активно пользоваться не только административными, но и уголовными рычагами. Это все тот же аргумент в споре, который продолжает развиваться и усиливаться.

Есть примеры, когда и условно осуждали, осуждали и членов комиссий, открывали уголовные дела кандидатов, которые предпочли умолчать о наличие судимости. Это статьи 141 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий) и 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов, документов референдума), и административные правонарушения открываются.

Другое дело, что до федеральной повестки это не всегда доходит, потому что нет акторов, которые заинтересованы в опубличивании всего этого. Ситуация на региональном или муниципальном уровне решается в том или ином виде, а выше не поднимается. Позиция – выборы закончились и всё забыли – остается главенствующей.

Кстати, 9 декабря мы проведем конференцию Ассоциации политических юристов, на которой продолжим обсуждение затронутых на Форуме тем.

 

О конкуренции среди сообщества политтехнологов

Сергей Марков, политолог: Одним из результатов поражений партии власти в некоторых регионах России стал конфликт в среде политтехнологов. Он развивается уже месяц в соцсетях и обсуждается и на 8-м Форуме специалистов политических профессий, который проходит в уютном отеле в ярославском лесу.

Это конфликт между 55 летними генподрядчиками и 30 летними субподрядчиками. У каждого из региональных поражений есть не только политические имена, но и политтехнологические имена. И вот молодые субподрядчики начали озвучивать эти имена и требовать признать их провалившимися.

Акела Промахнулся. Отдать Акелу на растерзание. А бюджеты пусть пойдут молодым. Молодость всегда победит.

Генподрядчики резонно полагают, что политтехнологии могут превратить 30% в 55%. А сделать 55% из 10% могут только волшебники, да и то, если повезет. И предлагают, что если кто в сообществе публично критикует непубличную работу коллег, он должен исключаться из профессионального сообщества. А поскольку генподрядчики руководят и профессиональными ассоциациями, и бюджетами от заказчиков, - то значит, борзые субподрядчики должны забыть о субподрядах и вспомнить поговорку "волка ноги кормят ".

Чем закончится борьба системных генподрядчиков и внешне подсистемных, а внутренне альтернативных субподрядчиков? Когда узнаю, я вам расскажу. 

Илья Гамбашидзе, политтехнолог, директор Агентства социального проектирования:

На любом рынке найдутся противоречия между подрядчиками старыми и новыми. Вопрос, кто работает лучше. У нас на выборах причинами поражения или победы могут быть вовсе не те факторы, о которых говорят политтехнологи. Они могут о многом умалчивать. Но в конечном итоге, все же играет роль репутация. Если человек длительное время присутствует на рынке, то о нем, о его деятельности у заказчиков складывается определенное мнение. Выезжать на связях долго невозможно. Как мне кажется, на рынок сейчас возвращается конкурентная борьба. Именно та, которая была в девяностых – начале двухтысячных. Очень быстро выяснится, кто на самом деле специалист, а кто просто сидел на административном ресурсе.

Дмитрий Пакка, практикующий технолог, орговик:

По моему мнению, действительно дяденьки 50-60-ти лет берут себе комплексное ведение регионов, набирают туда за зарплату людей, отправляют и все – потом лишь ведут бюджет. Через АП разъезжаются по регионам и чувствуют себя неплохо. Из-за этой несправедливой ситуации конкуренция не работает. Может, и мы подрастем и будем в такой же позиции. А может быть, ещё рановато нам доверять – условно – комплексное ведение. Ситуация изменится сама по себе, не нужно предпринимать каких-либо специальных мер. Нам уже начинают более-менее какие-то значимые подряды давать. Пусть не топовые, но уже неплохо.

Константин Лукин, политолог, руководитель Центра политического консалтинга:

Проблему надо делить на 3 части. Первая касается взаимоотношений генподрядчика и субподрядчиков. Вторая – это то, что выносилось на форуме и касается публичных наездов коллег друг на друга. По первому вопросу я прекрасно понимаю позицию Сергея Маркова и целиком ее поддерживаю. На самом деле сложился пул тех, кто аккумулирует в своих руках, скажем так, большее количество заказов и набирает затем субподрядчиков. При этом субподрядчиков неместных. Те, кто работает на территориях, этим недовольны, потому что считают, что они лучше знают, лучше понимают и могли бы сделать работу лучше приезжих. Второй корень проблемы – это смена смена поколений. Это касается и президента, и смены власти в партийных структурах, и в губернаторском корпусе. Отголоски этой волны слышны и в политтехнологическом сообществе, где столкнулись поколение 50+ и поколение 30+.

Третий корень проблемы в том, что так называемые генподрядчики действуют, по мнению их критиков, слишком шаблонно: ездят с территории на территории, ничего нового не делают. Отсюда обвинения "мы бы сработали лучше, а вы проиграли".
Вот круг проблем, с которыми столкнулось политтехнологическое сообщество. Я считаю, что разработка этического кодекса, о чем говорится последние пять лет, это проблема уже давно перезрела. Действительно, публичные наезды политтехнологов друг на друга, когда одни топят друг друга в соцсетях и доходит даже до выхода соответствующих АПМов – это совсем недопустимые вещи. Необходима пересборка действующей структуры, пока у РАСО и РАПК не получается регулировать данные вопросы.

 

Мнения Владимира Перевозчикова и Романа Смирнова

Лента событий Форума

25 ноября

Экспертная площадка «Технологические кейсы избирательных кампаний». Модератор - Владислав Калашник, политконсультант

15.30 - Дмитрий Пакка, практикующий технолог, орговик. "Новые методы повышения явки, «Москва 2018».  

«Московские сезоны» - политический проект для повышения явки и довольства населения.
В день выборов в Москве у каждого УИК велись проекты («Цветочный джем; рассадка цветов). Площадки работали до 19:00, а избирательные участки до 22:00. Это привлекло внимание населения среднего возраста, явка могла быть на 3-5% меньше.
По данным Левада-центра «довольство мэром» находится на наивысшем уровне за последние 8 лет.
"Цветочный джем" также будет проведен в Мосгордуме.

Дискуссионная площадка «Новая политическая реальность: оценка доверия к институтам власти в проекции на региональные избирательные кампании-2019»

13.10 - Алина Жестовская (Львова), политтехнолог. "Внутренняя политика регионов в условиях усиления активного протеста". 

В межсезонку политтехнологам нужно работать в регионах. Нынешние аппараты управления не умеют работать с электоратом, особенно в отдаленных регионах.
Кинутый мусор в «бездельника во власти» (губернатора) не означает начала протестов. Российский народ не кровожаден по своей натуре, поэтому Кремлю следует чаще менять губернаторов.
Требуется изменение системы и ее переход на полностью мажоритарный формат, так как люди хотят голосовать за лица, а не за бренды.

12.50 - Владимир Перевозчиков, руководитель консалтингового агентства «ПЕРВЫЙ СОВЕТНИК», политтехнолог. Новая политическая реальность: электоральный аспект.

Электоральная система описывается схемой «правящая элита – управленческий аппарат – общество».
Общественный договор является коллективным представлением власти и общества об обоюдных правах и обязанностях. Такой договор в РФ существовал, но не признавался.
В России первоочередная роль президента (князя, царя) – защита простого народа от нападок элит. Такая система является архаично-патерналистской.
В 2018 году из-за смены курса и проведения непопулярных реформ власть разорвала Общественный договор и президент перестал быть защитником «правды» и населения». Поэтому сейчас происходит отчуждение общества от власти, осознание бесполезности системных политических партий в противостоянии с правящей партией.
В России феномен «черного лебедя» не является случайным явлением, а зародился еще в начале десятилетия.

 12.30 - Екатерина Винокурова, журналист Znak.com.

Ваши кандидаты перестали быть похожими на людей, они не готовы работать с проблемами общества.
Линией конфликта в Мосгордуме будет борьба со стройками и компанией «ПИК».
Нужно увеличить количество депутатов Мосгордумы до 70-80 человек.

Комментарий

Спорили сегодня про социализм. Я действительно считаю, что нынешняя роскошная жизнь элиты, особенно вкупе с «пусть едят макарошки», «кто не депутат - пусть идет на биржу труда» - это запредельно аморально. Это поведение не людей, а свиней.
И да, именно поэтому растет протестное голосование.
И я считаю, что есть вообще всего пара вариантов развития событий. Или свиньи учатся быть людьми, отказываются от вилл и яхт, а в стране предпринимаются меры по выравниванию социального неравенства, или в итоге придут те, кто отнимет у элитки все.
Особенно это касается политиков. Российский политик не имеет морального права ездить на «Бентли», ходить с охраной, таскать на себе новогоднюю елку из гигантских бриллиантов.
А тех политиков, кто вместо того, чтобы быть с людьми и помогать им, бросает высокомерное «оппозиция пиарится на проблемах людей» надо просто отовсюду гнать взашей.
Интересно, после принятия этического кодекса «единоросса», который нам обещан, много ли увидим добровольно проданных «Бентли» и шикарных вилл?

12.00 - Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, лидер движения «Новая Россия». «Политика нового типа. Транзит власти 2018 - ...».

Главным заказчиком всегда выступает Кремль.
Новая политическая реальность наступает в Российской Федерации. Об этом говорит падение рейтинга президента.
Политтехнологи сейчас обленились. Они хотят исключительно работать с готовым «продуктом». Сейчас же нужно формировать вот эту «новую реальность» российского политконсалтинга.
Появляются политики «нового типа». Это кандидаты, все больше и больше опирающиеся на социальные сети.
«Ваш заказчик всегда валит себя сам». Нужно пронимать данный феномен и работать на над уменьшением ущерба от него.
«Время протестов – это грядущие 2019-2020 годы. И нам с вами над этим работать.
«Экономической политики в России не существует». Страна находится в ручном управлении и ее постоянной зависимости от цен на нефть и ее продаж и на Запад.

Вступление перед началом площадки: «Новая политическая реальность» - это весьма расхожий термин, который все чаще применяется в политтехнологических кругах, и этому есть определенные основания.
Организаторы определенным образом сузили тему до электоральной кампании 2019 года, но я считаю, что все это может произойти гораздо раньше. И я очень не верю в те цифры, которые мы сейчас обсуждаем – 2021, 2024 год. Я считаю, что время очень сильно сжалось, и власть сегодня находится в непонимании и существенном хаосе, попытке разобраться – как действовать дальше. Либо возглавить процесс политической реформы, либо продолжать действовать как раньше, как это делалось до настоящего момента.
Возможно, определенной квинтэссенцией для этого будет ситуация в Приморье, мы все это отлично понимаем. Наша площадка постарается разобраться, что сейчас происходит в стране, какова роль политтехнологов в новой реальности.
Объективно, на мой взгляд, профессия умерла с того времени, как умерла публичная политика. Считаю, что нулевые и 10-е годы – абсолютно пропущенное время, и сможет ли сегодняшний политтехнолог встроится в новую реальность, сможет ли ее возглавить вместе с властью, или без власти, вместе с народом, без такового, безмолвствующего, - это мы постараемся понять.
Я уверен, что проведение нашего мероприятия сейчас очень важно с точки зрения именно временного цикла. И это не только про сентябрь нынешнего года, который продемонстрировал наличие полного зазеркалья у власти. Но и в целом про то, что люди, которые проживают в 60 регионах страны, хорошо понимают, насколько власть далека от реалий элит и общества.
На этой площадке мы постараемся наиболее резонансно ответить на эти вопросы, запустить дискуссию и сделать выводы, составив определенные прогнозы.

Экспертная площадки «Электоральные предпочтения современных избирателей: мотивы, ценности, предпочтения, участие» 

11.00 - Екатерина Филонова, политический коуч. Тема: Методы проведения проективных фокус-групп (экспресс диагностика коллективного бессознательного региона.

В мифы о электоральных кампаниях должны верить администрация, штаб и электорат, а не кандидат.
Существует множество тем, которые заботят избирателя (ЖКХ, социальные гарантии). Однако на данные вопросы кандидат обычно имеет ответы, которые не устраивают электорат.

10.50 - Инга Бурикова, генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом», кандидат психолог. наук. Тема: Социология и психология «затруднившихся» при прогнозе результатов выборов. 

Социология не работает? Или есть ошибки самих социологов?
Социолог – это представитель власти, ему нужно сказать, что все хорошо, я люблю Путина и «Единую Россию». Ошибка респондента – «Люди врут», их поведение отличается.
Сложнее всего спрогнозировать явку, но у каждого социолога есть свои «коэффициенты и приемы».
Большая доля неопределившихся в выборке может выливаться в протестное голосование против действующего кандидата, но не нужно воспринимать их как индикатор протеста, важно правильно интерпретировать данные при помощи качественного анализа.

10.40 - Наследсков Артем, директор ООО «Соц.Информ», менеджер избирательных кампаний. Тема выступления: Создание мифов для избирателей. (Основные принципы и ошибки которых можно избежать). 

Мифотворчество – не универсальный инструмент. Факторы, допускающие использование мифов: Молодой политик - верит в миф и готов тратить свои ресурсы на продвижение мифа. Опытный политик может понести репутационные риски, и склонить его к созданию мифа крайне сложно.
Условия, когда нужно создавать мифы: низкая стартовая узнаваемость, наличие проблем в отрасли, которую представляет кандидат.
Недостаточно продвигать миф в интернете, необходимо продвигать по административным структурам и сетям сторонников.
Миф живет недолго и быстро выветривается, так что необходимо запускать его незадолго до выборов и поддерживать его после избрания.

 10.20 -  Любовь Якубовская, политтехнолог, депутат МО Хорошевский по г. Москве. Тема выступления: "Кандидат «Недействительный бюллетень» - самая перспективная фигура на политическом поле".

Иркутский кейс – неожиданный успех КПРФ и недочеты в кампании представителя правящей партии, недействительные бюллетени определили победителя. Кандидат «недействительный бюллетень» стал наиболее перспективным игроком.
Миф – «власти нужна явка» - засел очень плотно в головах населения. В Москве явка не нужна, но практически можно повысить до кавказских показателей за счет проведения локального референдума по острой местной проблеме.
Недействительный бюллетень – способ голосования и донесения месседжа. Людям чужда порча, модель поведения «пойти и испортить» не соответствует взрослому человеку – необходимо изменить отношение избирателей к такой модели выражения электоральной активности, привнеся позитивный окрас.

24 ноября

19.30 - Политическое Росвидео: просто, профессионально, красиво. - Михаил Черепанов, управляющий партнёр «Росвидео».

19.00 - Электоральные процессы в России – влияние интернет-среды. - Виталий Ермолаев, основатель проектов: Elect-Assist и НСО МГУ им. М.В. Ломоносова «Интернет в электоральных процессах современной России».

В исследовании аудитории "Вконтакте" НСО МГУ имени Ломоносова изучило количество пабликов и и количество участников сообществ, по итогам исследования стало ясно, что в социальных сетях наиболее популярными являются сообщества Навального (79 тысяч участников); КПРФ (35 тысяч); "Единая Россия" 25 тысяч; ЛДПР (24 тысячи). В выборке брали участников 2 или более сообществ.
Навальный сидит только на негативной повестке, не предлагая какой-либо позитивной программы.
Основной аудиторией КПРФ; ЛДПР и Навального являются мужчины (более 72%).
На выборах мэра Москвы активно работали с социальными сетями только 2 кандидата (С.С.Собянин и Кумин), остальные кандидаты не работали с соцсетями.

18.30 - Андрей Цепелев, генеральный директор Агентства «Интернет-агитация».
Россияне - лидеры в мире по количеству проводимово времени в интернете, поэтому актуальным является пиар в социальных сетях.
Самой большой аудиторией является группа людей 25-35 лет, это наиболее активная группа населения сейчас.
Интернет и соцсети являются главным источником новостей.

18.00 - «10 актуальных политических вопросов и 8 ответов на них» - Марат Баширов, авторский телеграмм канал «Политджойстик» 

16.40 - Максим Тер-Гукасов, политтехнолог, группа Григория Казанкова.

«Мобилизационные» проекты реализуются у нас еще с советских времен. Но и тогда, и сейчас главной проблемой остается невозможность оценить числовой результат этой работы в разрезе предприятий, учреждений и отраслей. В случае невыполнения взятых на себя обязательств руководители предприятий перекладывают ответственность друг на друга, понимая, что проверить их невозможно. Эту проблему успешно решает разработанный мной проект.

Предложенная технология контроля была реализована 18.03.2018 в рамках мобилизационного проекта «Формирование комфортной городской среды» Минстроя России в трех регионах: Тульской области, Ярославской области, Республике Марий Эл.

Использование номерного талона дало возможность получить точные числовые результаты участия в проекте каждого учреждения и предприятия. Штрихкодирование номеров талонов позволяет оптимизировать работу с большими массивами участников мобилизации (например, тульская область примерно 1 200 000 избирателей). Использование электронных систем делает технологию максимально эффективной и дает возможность онлайн контроля проекта в день проведения опроса. Предложенная технология предварительной регистрации распределила значительную часть организационной нагрузки на проект переместив ее со дня голосования.

Только в городе Туле в проекте было задействовано 420 предприятий (120 000 сотрудников). Итоги проекта показали его очевидную эффективность. Например, в Туле явка среди участников проекта составила 78%, тогда как среди остальных жителей города она была лишь 62%.

16.30 - Екатерина Семененкова, политический консультант

В настоящее время важно не только организовывать встречи между политтехнологами, но и привлекать на них заказчиков.
Публичное выяснение отношений - это плохой пиар. Вопрос "рукопожатности" в сообществе политтехнологов приведет к еще большему расколу.
Унификация в профессии "политтехнологов" может негативно сказаться на качественной составляющей работы.
Для развития сообщества требуется чаще проводить встречи, особенно это актуально для регионов. Нынешним заказчикам больше требуется именно "интеллектуальное сопровождение" кампаний, так как большинство классических технологий не меняются, и задача политтехнолога сейчас - это выявление их эффективности в конкретных условиях. 

16.00 - Политтехнологи: как из крыс стать хомячками? - Дмитрий Гусев, политический консультант, Bakster Group. 

Ни один закон об изменениях в законодательстве о выборах в РФ не должен приниматься властью без обсуждения с представителями политтехнологического сообщества.

Рынок политических технологий сильно изменился, за последние 7 лет мы сделали очень много. 

Проблема сейчас стоит в том, что уже нет такого спроса у политиков.

Куда двигаться дальше?
Мы наступаем на 4 проблемы:
1. Межличностный конфликт между специалистами политических проффессий
2. В больших компаниях работают несколько политических консультантов и конфликт между ними создает серьезные проблемы
3. "Московский политтехнолог" - стереотип о том, что московские политтехнологи не могут работать в регионе из-за отсутствия знаний о жизни за пределами Москвы.
4. Можно все сделать самому, важно правильно осветить.

Грамотное построение корпоративной этики даст нам толчок вперед, и мы сможем говорить о крупных заказах.

15.40 - Политтехнолог как медиатор в социально-политических конфликтах - Олег Иванов, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Государство и гражданское общество постоянно взаимодействуют. В ходе взаимодействия могут возникать конфликты. Одной из сторон выступают социальные группы. Это экологические, градостроительные, коллективно-трудовые конфликты.
Политические и внутриэлитные конфликты:
- между ветвями власти
- между разными группами внутри одной политической элиты
- между политическими и экономическими элитами
- между различными политическими партиями.
Медиатор - не самостоятельное лицо, а консультант (советник). «Плох не сам конфликт, а неумение его разрешать»

15.30 - О рынке политконсультирования - Александр Топчаев, политтехнолог, советник Председателя политической партии Справедливая Россия, начальник избирательного штаба партии

15.20 - Владимир Кудашов, советник председателя партии «Родина»

Общество начало интересоваться политикой. Около 70% населения каждую неделю обсуждают политическую систему и роль партий в РФ.
Избиратель недоволен нынешней системой из 4-х партий. Народу нужны новая политическая идея, предложения власти по обеспечению стабильности в обмен на политическую "тишину" электорат уже не устраивают.
Радикальные идеи также не пользуются популярностью у населения, в отличие от европейского электората.
Успех популистских движений в европейских странах обеспечен желанием народа разрушения консервативных устоев в политике, однаков в РФ данные идеи не пользуется популярностью и для россиянина главная идея - это патернализм при сохранении социальных гарантий для населения.
В России наблюдается превращение социального протеста против пенсионной реформы в политическое действие. Оно будет преобразоваться эволюционно.

15.05 - Что делать с партиями? - Алексей Куртов, президент РАПК, политический консультант

Алексей Куртов специально для Prisp.Ru

Что касается моего выступления, я затронул вопрос перспектив профессии политических специалистов. Что должно появляться, добавляться и куда вообще развиваться. Я попытался в своей презентации показать, что в нашей профессии есть не только взаимодействие с электоратом и подсчет голосов, но и большая интересная исследовательская работа, которая приводит к интересным результатам. На примере наших кабинетных исследований я показывал, к чему может привести правильный расчет в позиционировании новой партии, или даже просто любой партии. Я показывал, как делается правильный расчет, и делал вывод – что все это большая интересная интеллектуальная работа.

15.00 - Начинает свою работу дискуссионная площадка «Рынок политконсалтинга и современная партийная система», модератор - Алена Август.

13.20 - Глеб Кузнецов, руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). "Кризис под технологическим углом". Роль и место политтехнологического сообщества.

Фраза "вы пиаритесь на трагедии" - последний аргумент в дискуссии с гражданским обществом и активистами.

"Миф о рациональной аргументации"
В коммуникации с гражданами следует уделять такое же внимание понятному языку, как и разъяснению "технической" информации. Эмоциональная часть важна для доверия населения и снижения напряжения, так как люди в кризис не склонны верить власти, а государственные чиновники часто формализируют свое общение с населением. Примером образцового взаимодействия с населением наблюдался в 2018 году , когда на Амуре было наводнение, губернатор Амурской области В.А.Орлов принимал участие в решении проблем на местах. Это позволило ему показать, что он - "часть народа", и повлияло на его образ перед выборами.

Миф о сложности и экспертности
Для решения проблемы всем придется погрузиться в ситуацию, особенно важно информатировать общественность. Для обеспечения правильной информацией населения следует привлекать общественных лидеров и экспертов, а не замыкаться на официальной позиции, в российских реалиях население больше доверяет слухам, чем информации государства.

Миф об ограниченном круге обязанностей.
Любой государственный служащий несет ответственность перед гражданами, поэтому следует учить чиновников поддерживать население, либо подключать коммуникаторов, которые смогут представить его заинтересованность в решении кризиса от лица чиновника.

Миф о политической заряженности.
Оппозиция очень часто использует кризисные ситуации для своего пиара, тем самым повышая свой рейтинг. Представителям власти следует находить пути регулирования или выстраивать взаимодействие с социумом. Решение пробемы - лучший способ устранить подобный повод для оппозиции попиариться на трагедии".

"Пенсионная реформа еще напомнит о себе. Политтехнологам сейчас следует изучать законодательство, и данное явление еще долгое время будет влиять на повестку в Российской Федерации."

Глеб Кузнецов специально для Prisp.Ru:

Сам форум я оценивать не берусь, поскольку был участником лишь одной панельной дискуссии. Мы говорили о том, что не стоит сосредотачиваться только на избирательных кампаниях, что задачи специалистов политических профессий – это работа с обществом, с группами общественных интересов. И эта работа должна вестись все время, а не только во время избирательных кампаний. Эту тему мы обсуждали с разных сторон, как с точки зрения урегулирования каких-то негативных повесток, вспоминая про мусорные войны в Волоколамске или протесты, связанные со стройками, так и с точки зрения модерации добровольчества, работы с позитивными общественными интересами.

Подчеркну, выборы – это лишь небольшая часть работы специалистов нашей сферы. Не надо на них фокусироваться. Какими бы ни были результаты выборов, они не перестают быть ничтожно малой частью того, что могли бы делать специалисты по гуманитарным и социальным технологиям.

12.50 - Путь становления политтехнолога «туда и обратно». Место неэлекторальных процессов. - Александр Серавин, президент Ассоциации электронной электоральной политики, директор исследовательских программ Экспертной группы «PiteR»

1 стадия. Погружение в общественную деятельность на безвозмезной основе.
2 стадия. Частичное участие в кампании на должности подчиненного.
3 стадия. Проведение первой своей кампании.
4 стадия. Победа на выборах местного уровня, особенно отражается в сознании политтехнолога, если заказчик был аутсайдером перед проведением кампании.
5 стадия. "Политтуризм" и выход в другие регионы.
6 стадия. Победа на выборах регионального уровня, рост чувства собственной важности из-за роста авторитета среди коллег.
7 стадия. Разочарование в своих наставниках. Они уже не знают современных политических технологий в отличие от них.
8 стадия. Рост амбиций и нерациональных трат гонораров за кампании.
9 стадия. Проведение кампании федерального значения или выборов губернатора. Осознание несовершенства системы и возможных способов ее изменения.
10 стадия. Проведение кампаний в нескольких регионах.
11 стадия. Выход в соседние государства и проведения кампаний там.
12 стадия. Осознание важности получения другого дохода, так как политтехнологии постоянно меняются и на выборах нельзя иметь стаблиьную "зарплату".
13 стадия. Понимание важности поделиться своим опытом и написать "особенную книгу" о своих свершениях.
14 стадия. Проведение выборов в СНГ или в другой стране. Осознание того, что надо решать глобальные проблемы, а не в "электоральные игры играть".
15 стадия. "Стадия имперского штурмовика". Важность обмена опытом и реализации совместных проектов.
16 стадия. Написание аналитики по всем особенностям регионов России.
17 стадия. На выборах надо реализовывать важную миссию - изменить систему. Здесь происходит склонение к оппозиционным взглядом и началом борьбы с сущеествующеей системой, из которой политтехнолог сам зарабатывал.

12.30 - Гражданская активность и политтехнологии. Новые пути приложения энергии. - Григорий Казанков, доцент МГУ, политтехнолог. О повышении интереса людей к экологическим и социальным проблемам: " люди стали хуже жить и больше работать, однако меньше получать".

"Сегодня если губернатор не думает о социальном обеспечении населения, то он не переизбирается"

12.20 - Вызовы социальной повестки: обзор региональных кейсов. - Екатерина Курбангалеева, директор АНО «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», член Общественной палаты Российской Федерации

В 2018 году произошло усиления недовольством социальным неравенством. Во многом это связано с развитием социальных сетей из-за чего население теперь видит все то, что раньше не было доступно обществу.

В социальных сетях активизируется гражданская ответственность связанная с проблемами медицины, в частности, все больше и больше внимания уделяется проблемам очередей в больницах. На этом сыграли активисты во Владимирской области, которые снимали на видео негодование людей из-за проблем медицины в регионе, которые, таким образом, окончательно убили рейтинг Орловой, несмотря на ее "исповедь", транслировавшуюся по всем региональным каналам. С данной политтехнологическим инструментом почти невозможно бороться.

В грядущем году при проведении предвыборных программ нынешним руководителям стоит обратить внимание на экологические проблемы, медицинском обеспечении, высказывания чиновников и стройки. Так как в общественном сознании данные проблемы заняли важнейшее место.

Екатерина Курбангалеева специально для Prisp.Ru:

Первый день форума был посвящен обсуждению прошедшего уникального выборного сезона. Все мы знаем про четыре региона, где все пошло не так, как планировали; про пенсионную реформу, которая во многом предопределила дизайн избирательной кампании. В связи с этим хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, знаковым стало то, что социальная повестка стала определять электоральную больше, чем когда-либо. А во-вторых, возрастает роль технологов, политконсультантов, которые свои знания и компетенции могли бы применить для «расшивания» сложных ситуаций, связанных в том числе с социальной повесткой, не только в рамках избирательной кампании, но и в межвыборный период. Действительно, люди, которые постоянно работают с общественным мнением и в условиях постоянного кризиса, обладают необходимым инструментарием, который можно использовать для решения сложных социальных проблем. Эту тему, кстати, предложили эксперты ЭИСИ. 

Больше о социальной повестке говорили на второй день. На мой взгляд, в этом году самыми сложными выборы стали даже не для губернаторов, а для депутатов законодательных собраний, в первую очередь, для кандидатов от «Единой России». Но в следующем году от партий особенного ничего уже ждать не будут. Зато многого будут ожидать от губернаторов и мэров, то есть от тех, кто отвечает за исполнение социальных обязательств. Поскольку сейчас основу определяет социальная повестка, то и исполнение социальных ожиданий, соцобязательств становится краеугольным камнем, от которого будет зависеть исход выборов. И соответственно, это означает повышенный запрос к исполнительной власти, губернаторам и мэрам. 

При этом, на мой взгляд, можно выделить несколько тем, где в первую очередь возможны вызовы и социальные риски. Во-первых, это экология в целом, в частности "мусорная проблематика". Ситуацию усугубляет введение с 2019 года «мусорной» реформы: создание системы единых региональных операторов и появление "мусорного сбора".

Второе - тема здравоохранения, которое "все больше болит". Нет ни одного региона, в том числе и Москва, где могли бы похвастаться тем, что вопросы кадрового дефицита врачей, отсутствия очередей в больницы, необходимости попадания к узким специалистам, работы скорой помощи – были бы решены удовлетворительно и полностью. 

Третий вопрос, связанный с предыдущим, - это вопрос лекарственного обеспечения, как в целом населения, так и льготных категорий, а также орфанников. 

Четвертое - все, что касается стройки: массовые застройки, необходимость проведения общественных слушаний. Наглядный пример — Кунцево. И тема застройки, в частности, будет определяющей для Московской городской Думы в следующем году. 

И наконец, последняя тема, актуальная больше не по содержанию, а по форме – это высказывания чиновников и народных избранников. В последнее время случаи высказываний госслужащих в публичном пространстве участились. Не знаю, кто их тянет за язык, но им очень хочется озвучивать свое мнение, а получается высказаться в самый неудачный момент и в самых неудачных формах.

Экспертная площадка «Экспертиза региональных политических процессов»

11.30 - Проблемы мобилизации электората в рамках выездного голосования. - Илья Турманидзе, ведущий аналитик Института региональной экспертизы.

Нынешние партийные идеологии перестали соответствовать русскому политическому институту.

11.20  - Мэрский консалтинг: форматы и стратегия. - Дмитрий Михайличенко, руководитель Института региональной экспертизы.

Существуют 3 вида взаимодействия мэров и губернаторов:
1) Монофигуративное политическое пространство (Республика Татарстан, Самарская область)
2) Разбалансированная вертикаль, где мэр обладает большим политическим влиянием (Ярославская область)
3) Конфронтация, при которой идёт политическая борьба между мэром и губернатором (Новосибирская область)

В 2018 году Виталий Веркеенко во Владивостоке отличился применением «стратегии обещаний», которая привела к его увольнению.

11.10 - Развитие «зелёных» проектов внутри задач региональной внутренней политики. Про и контра. Потенциал радикализации экологической повестки и меры по управлению направлением протеста. - Лев Павлючков, политический консультант.

Тяжести российских законов сопровождаются необязательностью их исполнения.
Человек становится объектом добычи средств государственных корпораций. Поэтому у него снижается самосубьектность.
Нужна перезагрузка отношений человека и общества.

Особенностью российских «зелёных» партий должны стать «православие, тигр, цвет хаки»

11.00 - Анализ региональных и федеральных факторов, влияющих на выборы в единый день голосования и возможности оппозиции. - Сергей Белоконев, доцент, руководитель Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ.

 В следующем году в стране все также будет бушевать экономический кризис, фактор которого стоит учитывать при формировании предвыборной кампании.
Сейчас проходит смена элит в парламентских партиях, которая приводит к конфликтам при распределении влияния в регионах.
Наименее подготовленной к выливанию «свежей крови» в элиты оказалась нынешняя команда Турчака.
Федеральные реформы (повышение НДС; пенсионная реформа) будут главными аргументами «левых» в кампаниях 2019 и 2020 годов.

10.30 - Ярослав Игнатовский, генеральный директор аналитического центра «Политген», политический консультант.

На следующих выборах губернатора Ленинградской области так же, как и в Москве, следует работать с дачниками.

23 ноября

19.40 - Разговор без галстуков

Александр Асадчий, директор по развитию рекламных агентств, блогер, журналист: «Партийные губернаторы несут все риски брендов этих партий, избирателя тошнит от нынешних партий и их постоянства".

Сергей Старовойтов, генеральный директор ФЭС «Клуб регионов»: «Политолог - это эксперт для разных аудиторий, разного качества и с разными целями», поэтому и шоумена на ток-шоу можно называть политологом".

Рабочая группа «Избирательный кодекс России: заметки о Главном выборном документе страны». Модератор: Роман Смирнов, президент Ассоциации политических юристов, электоральный юрист.

19.00 - Юридическая кувалда в политической мясорубке. - Олег Молчанов, политтехнолог, политический юрист

Олег Молчанов комментирует свое выступление: "Выступил на форуме политспециалистов с рассказом, как хорошая работа юристов по снятия оппонентов может привести к полному провалу кандидатов от ЕР. И наоборот, как штаб кандидата ЕР (действующего мера) вел кампанию своего оппонента-координатора штаба Навального (что позволило ЕР победить с антирейтингом в 40%)".

18.50 - Татьяна Лушникова, вице-президент РАПК, электоральный юрист,  выступила с темой «Что хотим и что получим».
Что хочет Единая Россия - мы читаем в действующем законодательстве.
Во время недавнего выступления тридцати (30) спикеров в ЦИКе ЕР была в меньшинстве. Основным тезисов Единой России была инициатива ужесточения избирательного законодательства, а именно увеличение сбора подписей до 3%.
В свою очередь, парламентские партии хотят «льготы» на преодоление барьера для своих кандидатов.
Непарламентские партия хотят, чтобы все оставалось в таком виде, который сложился на данном этапе.
Татьяна подчеркнула: «Юристы будут готовы работать с любым законодательством»

Комментарий Татьяны Лушниковой: "В кодексе планируется закрепить выборные льготы для малочисленных коренных народов, установить рамочные принципы проведения праймериз и соглашений между партиями и общественными организациями. При этом с технологами не обсуждались те изменения, которые были предложены к этому моменту. Например, нас поставили перед фактом, что института отзыва в нынешней версии нет".

18.40 - Роман Смирнов, президент Ассоциации политических юристов, электоральный юрист.
«Уполномоченные избирательной комиссии назначаются избиркомом, однако их полномочия начинаются с момента выдвижения их на данную должность партией. Соответственно, при прекращении полномочий происходит отмена всех решений, принятых даже до назначения «де-юре». 

Комментарий Романа Смирнова по теме Избирательного кодекса: «Общая интонация всего сообщества по итогам обсуждения была такова, что кодекс не изменит политический ландшафт, ведь главный вопрос не в прописанных нормах, а в правоприменительной практике. Кодекс — это очередной имиджевый проект для ЦИКа. При этом практикующие юристы, реально понимающие избирательные проблемы, не участвуют в составлении кодекса».

18.30 - Максим Прокофьев, электоральный юрист, поднял тему Равенства участников избирательного процесса .
1. Нельзя со 100% вероятностью оценить "пожертвования" в избирательный фонд от юридических лиц.
2. Последние должны подвергаться тщательной проверки: кандидатам необходимо проводить полную проверку юридических лиц, от которых они принимают деньги.
3. Проверка счетов кандидатов в иностранных банках неэффективна. Этим особо и не занимаются.
4. Многие кандидаты не закрывают счета не потому, что хотят нарушить закон. Они просто не доверяют российской банковской системе.

17.30 - Открывает II Рабочую группу "Избирательный кодекс России: заметки о Главном выборном документе страны" Гарегин Митин, управляющий партнер ООО Консалтинговое бюро Т&М, политический юрист
Ключевые моменты выступления:
1. Государственное финансирование партий.
2. Феномен 2018 года: "грязные" деньги, внесенные в избирательный фонд, должны быть возвращены "меценату".
3. Расширение и ограничение применение криптовалюты в избирательном процессе.

Сейчас в эпоху цифровых технологий расширяется применение криптовалют и сфера финансирования предвыборных кампаний не является исключением. Однако в России данный способ недоступен, ввиду ограничения анонимных пожертвований, так как денежные средства могут быть «нечистыми». С одной стороны - это борьба с незаконной деятельностью и «отмывом» средств через электоральные кампании, с другой - ограничение финансирования кандидатов или партий, а значит, и их политических возможностей. Особенно актуально это для малых непарламентский партий.

16.20 - Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики, политический продюсер

«Политическую стабильность в РФ обеспечивает тандем. Но не тандем Путин-Медведев, а Зюганов-Жириновский. И дай Бог им здоровья». Без них нынешняя система не сможет «стабильно существовать» и устраивать всех политические элиты.

15.20 - На первой дискуссионной площадке «Итоги избирательного цикла-2018 в оценках профессионального сообщества и представителей политических партий. Стратегические тенденции.» Олег Матвейчев, политический консультант, Бакстер групп, отметил, что главной причиной поражения экс-губернатора Вячеслава Шпорта явилась излишняя переоценка влияния своей персоны в регионе. Такая самоуверенность проявлялась и в электоральной кампании, которая велась ужасно, а партийная сеть «Единой России» не могла помочь губернатору, так как «ее просто нет в Хабаровском крае».

15.00 - Старт VIII Форума специалистов политических профессий дан!
Степан Артамонов, политтехнолог, открыл дискуссионную площадку "Итоги избирательного цикла-2018" 

 

peregovory

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
banner-cik-min VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
banner-rfsv-min VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
expert-min-2 VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
partners 6
eac_NW-min VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
insomar-min-3 VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
indexlc-logo-min VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы
rapc-banner VIII Форум специалистов политических профессий: заявления и материалы