Правовые особенности процедуры праймериз "Единой России": новые тенденции и "подводные камни"
Ольга Мержанова, электоральный юрист, эксперт Центра ПРИСП - специально для PRISP.RU:
Правовые особенности процедуры предварительного голосования 2016: новые тенденции и "подводные камни"
13.02.2016
11 февраля 2016 года Федеральным организационным комитетом по проведению предварительного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы утвержден Регламент проведения ПГ. Этот документ в корне изменил процедуру праймериз "Единой России", сделав ее максимально приближенной к выборам. При этом сам Регламент (его структура, расположение норм, понятийный аппарат) стал во многом напоминать настольную книгу электорального юриста – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Вот некоторые правовые особенности регулирования процедуры ПГ на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
Формализация процедуры
Это относится ко всем ее этапам: начиная с формирование органов, отвечающих за проведение праймериз, заканчивая собственно голосованием. Следует отметить одну немаловажную черту, присущую ПГ для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы седьмого созыва. Как следует из Положения о порядке проведения ПГ, праймериз не является выборами, не регулируется законодательством о выборах и представляет собой внутрипартийную процедуру. Между тем, если анализировать Регламент, можно заметить, что в некоторых своих положениях он практически копирует Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". Это фактически делает праймериз идентичной выборам процедурой по механизму регулирования. Таким образом, процедура праймериз 2016, по сравнению с предыдущими, значительно усложнена, более громоздка и формализована.
Порядок формирования и полномочия органов, участвующих в проведении ПГ
Регламент выстроил единообразную процедуру формирования организационных комитетов – федерального и субъектного уровней, и его численного состава. Одним из важнейших полномочий Оргкомитета субъекта (Регионального оргкомитета) является полномочие рассматривать жалобы на действия Региональной счетной комиссии, нарушающие нормы, предусмотренные Положением, Регламентом или решениями Федерального оргкомитета. В этой связи, следует обратить внимание, что именно Региональная счетная комиссия утверждает протокол результатов голосования по одномандатному округу и протокол результатов голосования по федеральному округу на территории соответствующего субъекта РФ. Рассмотрение жалоб, поданных в Региональный оргкомитет, будет предвосхищать вероятную в последующем процедуру судебного разбирательства. Это, безусловно, возлагает на Региональный оргкомитет соответствующую юридическую ответственность за соблюдением и порядка рассмотрения таких жалоб и содержанием ответов.
Система избирательных комиссий имеет ярко выраженную вертикальную структуру. При этом, Регламент установил следующую иерархию: Региональные, окружные, участковые. Окружные избирательные комиссии формируются в том случае, если на территории одного субъекта РФ предусмотрено несколько одномандатных округов. Число участковых счетных комиссий составляет не менее 20% от числа избирательных участков, сформированных для проведения выборов.
Немаловажное значение имеет и то, что в состав счетных комиссий входят члены избирательных комиссий соответствующего уровня, предложенные в их состав партией "Единая Россия".
Все эти правила повышают роль юридической грамотности как членов оргкомитета, так и членов счетных комиссий субъектового уровня, поскольку оспариваться могут не только действия участника ПГ, но и нарушение порядка проведения процедуры в целом.
Гласность в работе счетных комиссий, институт представительства
Равно как и на выборах, при проведении ПГ при работе счетных комиссий вправе присутствовать участники, их представители и средства массовой информации. Четко обозначены права лиц, имеющих право присутствовать при работе счетных комиссий. Это делает процедуру ПГ такой же прозрачной и подверженной пристальному вниманию со стороны участников и СМИ, как и процедуру выборов.
Выдвижение участников ПГ
Эта составляющая праймериз получила наиболее четкую правовую формализацию. Очерчен перечень документов, которые необходимо представить участнику предварительного голосования. Если ранее, чтобы участвовать в процедуре, участнику необходимо было подать в Оргкомитет заявку, а также, в случае если участник не является членом Партии, подписи членов Партии в подтверждение выдвижения, то теперь участнику необходимо собрать практически тот же комплект документов, которые собирает кандидат при выдвижении на выборах. Закреплена обязанность участника представлять данные документы лично – также по аналогии с нормой Федерального закона.
Установлен порядок предупреждения участника о недостатках в документах, а также возможность внесения в них соответствующих изменений (дополнений).
Регламент определил сроки, в которые документы должны быть представлены в Оргкомитет. Представляется, что если процедура подачи документов так жестко формализована, в том числе, с определением перечня документов и установлением соответствующих форм (приложения к Регламенту), ее несоблюдение будет «караться» столь же строго, сколь и при выдвижении на выборах. Данное обстоятельство, в свою очередь, налагает на участников повышенную ответственность при подготовке документов для участия в ПГ.
Поскольку состав документов для участия в ПГ и документов для выдвижения на выборах во многом идентичен, думается, что участник несет особую ответственность за правильность их оформления.
Особую регламентацию получило и понятие агитации, а также ее способы, методы и порядок проведения. Скопирована из Закона о выборах в Регламент норма о необходимости получения согласия на использования изображения физического лица и его высказываний об участнике ПГ, а равно и требование о том, что экземпляры печатных агитационных материалов должны до начала их распространения представляться в Организационный комитет.
Процедура голосования так же очень схожа с выборами. Основные ее отличия от выборов заключаются в следующем. Список избирателей формируется в день голосования членами участковых счетных комиссий. То есть участковая комиссия непосредственно в день голосования вносит в список избирателей, пришедших голосовать, место жительство которых находится в пределах границ счетного участка. Голосование рейтинговое, то есть избиратель вправе проголосовать как за одного, так и за нескольких участников ПГ.
Нововведением, по сравнению с предыдущими процедурами ПГ, является то, что избиратели не должны давать письменного согласия на обработку персональных данных посредством подписания отдельного документа, а достаточно поставить подпись в списке избирателей в подтверждение согласия. Данное правило значительно упрощает и ускоряет процедуру голосования, поскольку ранее необходимость заполнения и подписания отдельного документа вызывало у избирателей ряд сложностей.
Гарантией недопустимости так называемого бесконтрольного двойного голосования избирателей служит единая электронная база, в которую в день голосования будут заноситься все избиратели, принявшие участие в предварительном голосовании.
Порядок подсчета голосов также идентичен выборам. Предусмотрены правила составления протокола результатов голосования, наименование строк и необходимость проверки контрольных соотношений.
В случае нарушения процедуры ПГ Региональный оргкомитет вправе признать итоги предварительного голосования недействительными и отменить соответствующий протокол об итогах голосования (участковой, окружной или региональной) счетной комиссии, в случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Тем самым, признание результатов голосования недействительными ставится в зависимость от невозможности установления результатов волеизъявления избирателей. Как и при оспаривания результатов голосования на выборах. При этом, с точки зрения законодательства о выборах, невозможность установления результата волеизъявления представляет собой явление, при котором численный перевес спорных голосов фактически влияет или может повлиять на результат голосования. Аналогичное правило применяется и при проведении ПГ.
Судебная практика по делам, связанным с проведением праймериз
Судебная практика по делам, связанным с результатами предварительного голосования (ранее – предварительного внутрипартийного голосования, ПВГ), немногочисленна. Решения, попавшие в справочные правовые систему, в своей мотивировочной части фактически не содержат анализа правильности проведения процедуры и соблюдения ее законности. Это объясняется тем, что процедура ПВГ оспаривалась в рамках рассмотрения дел о защите избирательных прав, и суд ограничивался выводом о том, что ПВГ не является частью процедуры выдвижения и соответственно не может рассматриваться в рамках публичных правоотношений. Исключение составляет лишь решение Самарской области, в котором суд дал оценку законности проведения процедуры ПВГ в целом.
После принятия Кодекса административного судопроизводства, четко очертившего рамки публичных правоотношений, одним из районных судом Республики Бурятия была дана оценка данным обстоятельствам. Суд прекратил производство по делу, указав, что спор по заявлению об оспаривании законности процедуры ПВГ не относится к публичным правоотношениям и должен рассматриваться в ином порядке, то есть в порядке гражданского судопроизводства. Из этого следует, что судебный процесс, связанный с оспариванием результатов праймериз, будет рассматриваться по обычным, а не сокращенным срокам, то есть в течение 2-х месяцев, плюс обжалование во второй инстанции, что вполне может уложиться в сроки до выборов 18 сентября. При этом, поскольку суд в этом случае не связан сокращенными сроками, у него есть возможность досконально проанализировать и дать правовую оценку законности проведения всех этапов праймериз именно в рамках гражданского процесса. В этой связи, представляется весьма возможной ситуация, когда суд, приняв во внимание имеющиеся нарушения (если таковые будут допущены), может признать процедуру праймериз нарушенной. Надо заметить, что, учитывая ярко выраженную юридическую сложность и формализованность процедуры праймериз, делающей ее идентичной выборам, оснований для оспаривания найдется достаточно.
Таким образом, резюмируя, можно сделать следующие выводы. Процедура ПГ потребует от ее участников и организаторов повышенной правовой грамотности. Ее нарушения с легкостью могут втянуть прошедшего праймериз кандидата в череду судебных процессов, в конечном итоге, возможно и связанных с оспариванием регистрации. При этом, чем юридически реальнее основание для обжалования, тем весомее негативный характер информационных поводов, которые могут появиться в связи с судебными процессами. В связи с этим, можно с уверенностью заключить, что кандидатам, желающим принять участие в процедуре праймериз по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы, с правовой точки зрения необходимо избираться дважды.