Политолог, эксперт Центра ПРИСП
18.05.2019

Два года трампономики

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов считает, что на фоне нового бюджета Пентагона в $ 750 млрд не остается надежды на то, что правительство США умерит свои аппетиты в тратах, а это значит, что через пять лет экономика США войдет в смертельную долговую спираль.

Спустя более чем два года президентства Дональда Трампа ведущие американские деловые издания подводят итоги его экономической политики. К успехам трампономики принято относить достаточно уверенный рост ВВП, низкую безработицу и стабильность фондовых рынков. Например, одним из важнейших шагов Трампа стал выход США из Парижского соглашения по климату в июне 2017 года, что позволило поддержать американскую угольную промышленность и поднять уровень зарплат в отрасли.

Однако ряд экспертов полагают, что долгожданного экономического бума, за исключением страниц официальных отчетов и статей в протрамповских СМИ, по-прежнему не произошло, и основными драйверами экономического роста являются не усилия действующей администрации Белого дома, но более долгосрочные тенденции, например, увеличивающийся потребительский спрос. Не избавилась национальная экономика США и от своей Немезиды в лице растущего долгового пузыря (внутренние и внешние займы), который приближается к отметке, когда погасить его не представится возможным даже с точки зрения математики.

Общеизвестно, что дефицит бюджета США стремительно растет, несмотря на заверения правительства в экономическом благополучии, на фоне этого в течение четырех первых месяцев 2019-го финансового года процентные платежи по американскому госдолгу составили $ 221 млрд, что на 9% больше аналогичного пятимесячного периода в прошлом году. На днях отдел по управлению задолженностью министерства финансов США прокомментировал данные статистики по первому кварталу текущего финансового года, согласно которым американскому правительству остается пять лет до точки невозврата.

Ввиду того, что рост государственного долга стремительно выходит из-под контроля федерального правительства, осталось буквально несколько лет, прежде чем каждый доллар, заимствованный правительством, пойдет на финансирование выплат по государственному долгу. Управление задолженностью представило свой прогноз развития ситуации, предположив, что в 2019—2024 годах затраты на выплату процентов останутся приблизительно на одном уровне в бюджете США, но, начиная с 2025 года, вся эмиссия национального долга пойдет на выплату по процентам, которые в зависимости от процентной ставки будут колебаться между $ 700 млрд и $ 1,2 трлн или даже больше.

Короче говоря, Соединенные Штаты вступят в предпоследнюю стадию финансовой пирамиды государственных масштабов, когда все новые денежные заимствования буду идти исключительно на выплаты по долговым процентам. В последней стадии национальная экономика окажется в настоящей «спирали смерти», в точке, когда крах правительственного управления и финансовой системы практически неизбежен. В 20-х годах XX века экономист Хайман Мински разработал теорию экономических циклов, внутри которой он выделил временный интервал, в течение которого в экономике начинается период возникновения долговой спирали, названный «моментом Мински». «Момент Мински» наступает тогда, когда каждое постепенное повышение процентных ставок, которые, в конечном счете, происходят в силу растущих инфляционных ожиданий, начинает ускорять процесс, в результате которого каждый новый долг, как уже говорилось ранее, пойдет исключительно на финансирование текущих долговых обязательств.

Согласно самым осторожным бюджетным прогнозам, в 2019-м финансовом году процентные ставки по госдолгу США достигнут рекордных $ 591 млрд, что превышает весь дефицит бюджета в 2014 году ($ 483 млрд) или в 2015 году ($ 439 млрд) и равняется 3% от предполагаемого уровня ВВП, что является самым высоким показателем с 2011 года. В США есть несколько городов и территорий, которые уже проходили через этот «горизонт событий» в недалеком прошлом. И всем им пришлось либо осуществлять процедуру банкротства, либо идти на серьезные фискальные реформы, при этом в наилучших сценариях они действовали, сдерживая рост своих ранее неконтролируемых расходов.

К таким побывавшим в смертельной долговой спирали городам относится калифорнийский Сан-Бернардино, ставший классическим примером того, как процветающая городская община вследствие политической конъюнктуры и откровенно плохих управленческих решений разорила свой средний класс и оказалась с $ 40 млн дефицита в 2012-м финансовом году. На протяжении ряда лет, невзирая на предупреждения экономистов, местные политики и правительственные чиновники повышали зарплаты городским служащим, в основном полицейским и пожарным, в ответ профсоюзы вкладывали деньги в выборы в городской совет, а совет в профсоюзные выплаты и пенсии. Делалось это за счет выпуска облигаций, при помощи которых город пытался покрыть свои все возрастающие обязательства и это на фоне ухода основных работодателей, недовольных подобной политикой, и потери рабочих мест.

Закон Калифорнии не позволил повышать местные налоги на недвижимость и серьезно затруднил наполнение бюджета Сан-Бернардино, на помощь членам городского совета, жившим от выборов до выборов, пришли инвестиционные банкиры и предложили выпускать облигации. Спустя несколько лет треть населения 210-тысячного города живет за чертой бедности, что делает его беднейшим городом такого типа во всем штате. Но лейтенант городской полиции может уйти в отставку в возрасте 50 лет, получив в последний день службы 230 тыс. долларов в виде единовременных выплат и став обладателем гарантированной пенсии в размере 128 тыс. в год. Всего 46 пенсионеров города получают пенсии в размере 100 тыс. долларов и больше в год. Согласно анализу городских документов о банкротстве, проведенном агентством Reuters, в настоящее время почти 75% общегородского фонда средств расходуются исключительно на полицию и пожарную охрану — в основном на зарплаты и пенсионные расходы.

Нечто похожее на масштабный долговой штопор произошло несколько лет назад в Пуэрто-Рико, находящейся под управлением США заморской территории, формально не являющейся их неотъемлемой частью. По состоянию на август 2015 года Пуэрто-Рико оказалось должно 72 млрд. долларов. В июле 2016 года губернатор Пуэрто-Рико вынужден был заявить о дефолте по своему госдолгу, несмотря на значительное повышение налогов в попытке обслужить свои долговые обязательства, что негативно сказалось на экономике острова. В настоящее время экономическая ситуация здесь такова, что в других частях США проживает больше пуэрториканцев, чем на самом острове, чья экономика неуклонно ухудшает свои показатели. Несколько лет правительство острова полагалось на займы для финансирования своей повседневной деятельности, в итоге став вторым после обанкротившегося Детройта самым знаковым примером долговой спирали.

«Вы не можете оплачивать ежедневные расходы при помощи кредитной карты, и это то, чем Пуэрто-Рико занималось годами, — говорит Дипак Ламба-Ньевес, сотрудник Центра новой экономики (Сан-Хуан). — Мы одалживали уже только для того, чтобы у нас хотя бы было электричество».
Не важно, ради чего ты берешь взаймы: на повседневные нужды, на выборы с целью заручиться поддержкой профсоюзов или на то, чтобы покрыть планету сетью своих военных баз, результат всегда будет одинаков — нельзя тратить больше, чем зарабатываешь, рано или поздно, но такое государство, город или отдельный штат окажутся в долговой яме. Уже сегодня США должны $ 72 трлн, это по $ 220 тыс. на каждого американского мужчину, женщину и ребенка. Даже если каким-то чудом исчезнет государственный долг, американцы все равно останутся перед лицом $ 50 трлн. Долговой пузырь, ставший фирменной чертой национальной экономики, рос намного быстрее экономики в течение длительного периода времени. Когда Рональд Рейган вступил в должность президента, общая сумма американских долгов равнялась $ 5 трлн, Джордж Буш-младший начинал свое президентство с долгами в $ 29 трлн, перед последним финансовым кризисом 2008−2009 годов США превзошли отметку в $ 54 трлн, добавив к ним еще $ 18 трлн к сегодняшнему дню.

Конечно, весь этот долг уже никогда не будет погашен. Например, со времени последней рецессии только корпоративные долги США пережили настоящий всплеск, достигнув отметки в $ 9 трлн. Фактически отношение корпоративного долга к ВВП США увеличивалось до 40% к ВВП страны накануне каждой из трех последних экономических рецессий. Сегодня, по оценке Forbes, это соотношение равняется 50% ВВП. Между тем, студенческие долги (в основном по кредитам на оплату учебы) равняются в настоящее время $ 1,6 трлн — гигантская сумма для экономики многих стран мира. Отсюда, кстати, социологи выводят любопытную корреляцию между волной самоубийств в кампусах американских колледжей, жертвами которой оказываются неспособные выплатить свои долги студенты.

Если ваша финансовая система бесконечным образом плодит все больше долгов, денег и инфляции, то значит вы живете в «пузырьковой экономике», как ее называют экономисты. Данный тип экономики неплохо функционирует, пока пузырь задолженности продолжает надуваться, а экономическая активность, кажется, набирает обороты, но однажды все может обернуться катастрофой, и в случае США, это окажется огромной проблемой для всего мира.

Безусловно, США по-прежнему выглядят экономическим колоссом, американцы умеют трудиться и зарабатывать, но если в течение десятилетий вы принимали глупые решения, последствия этих решений окажутся чрезвычайно болезненными. На фоне нового бюджета Пентагона в $ 750 млрд не остается надежды на то, что правительство США умерит свои аппетиты в тратах, между тем, осталось всего пять лет до смертельного витка общенациональной долговой спирали.

Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/18/cherez-pyat-let-ekonomika-ssha-voydet-v-smertelnuyu-dolgovuyu-spiral-mnenie

economika usa

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Два года трампономики
banner-cik-min Два года трампономики
banner-rfsv-min Два года трампономики
expert-min-2 Два года трампономики
partners 6
eac_NW-min Два года трампономики
insomar-min-3 Два года трампономики
indexlc-logo-min Два года трампономики
rapc-banner Два года трампономики