Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
09.07.2019

Партийные страсти по Олегу Капитанову

 

Муниципальные депутаты от партии «Единая Россия» обратились к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому и его сыну Игорю Лебедеву с требованием публично принести извинения им и всем жителям Санкт-Петербурга.

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев разбирается в конфликте, в очередной раз, сопровождающем выборы в Санкт-Петербурге.

Это событие имеет достаточно сложную предысторию. Руководство ЛДПР решило выдвинуть на выборах губернатора Санкт-Петербурга кандидатуру Олега Капитанова - главы партийной фракции в региональном заксобрании. Однако на заседании правительства Санкт-Петербурга, состоявшемся 25 июня 2019 г., Капитанову было предложено возглавить городской комитет по межнациональным отношениям. Кандидат ответил на это согласием, сложив с себя депутатские полномочия и приостановив членство в партии. При этом экс-кандидат от ЛДПР заявил, что первоначально намеревался продолжить участие в избирательной кампании. Однако в итоге он якобы был вынужден отказаться от этой идеи, так как избирком «не утвердил» собранные Капитановым подписи муниципальных депутатов. Данное утверждение вызывает недоумение. Капитанов изначально сдал в горизбирком всего 147 подписей. Однако для прохождения муниципального фильтра его должны были поддержать, как минимум, 155 депутатов.

Анонимные источники издания Znak.com сообщают, что, якобы, решение об отказе участвовать в выборах было принято Капитановым под давлением. Согласно их сведениям, некие закрытые соцопросы показали высокие шансы выхода кандидата от ЛДПР во второй тур. После чего ему, с одной стороны, предложили место в Смольном, а с другой – якобы пригрозили направить в правоохранительные органы заявление с указанием фактов использования Капитановым нелегальных бизнес-схем. При этом в переговорах с кандидатом от ЛДПР якобы участвовали представители Администрации Президента РФ.

Появлению и популяризации конспирологической версии произошедшего во многом способствовали публичные заявления Владимира Жириновского и Игоря Лебедева. Лидер ЛДПР в эфире телеканала «Россия-24» обвинил власти Петербурга в организации давления на Капитанова. Более того, в качестве лиц, причастных к этому, Жириновский упомянул представителей Администрации Президента РФ и Александра Гуцана – полпреда главы государства в Северо-Западном федеральном округе. В то же время лидер ЛДПР назвал Капитанова предателем (а в интервью для «Эхо Москвы» и вовсе сравнил его с Власовым), что несколько противоречит собственным попыткам Жириновского представить (почти) бывшего однопартийца в качестве жертвы политических интриг.

Игорь Лебедев также отреагировал на произошедшее, направив Александру Беглову письмо с обвинениями в осознанном создании препятствий для кандидата от ЛДПР.

Муниципальные депутаты-единоросы, предоставившие свои подписи Олегу Капитанову, посчитали обращения его однопартийцев оскорбительными как для себя, так и всех жителей Санкт-Петербурга. Главу ЛДПР и его сына также обвинили в попытке дискредитировать выборы губернатора Петербурга.

Версия о том, что Олег Капитанов якобы мог составить серьезную конкуренцию Александру Беглову и даже добиться выхода во второй тур голосования, вызывает серьезные сомнения. Капитанов объективно не является харизматичной фигурой. Он весьма плохо разбирается в идеологии собственной партии и взглядах ее ядерного электората. Выступая на заседании правительства Петербурга 25 июня, Капитанов заявил следующее: «ЛДПР выступает за Россию для русских. Русские — это многонациональный народ, и надо об этом помнить». Очевидно, что в данном случае его ошибку нельзя объяснить оговоркой. Тот же самый тезис («Я считаю, что русские — это многонациональный народ») Капитанов использовал впоследствии в интервью журналисту «Каналу 78». И это само по себе указывает, что Капитанов абсолютно равнодушен к идеологии ЛДПР и, вероятнее всего, использовал партию лишь как ресурс для карьерного роста и продвижения интересов. Равным образом Капитанова сложно назвать медийной личностью, в силу чего у него в качестве кандидата наверняка возникли бы проблемы с узнаваемостью.

В пользу высоких шансов бывшего кандидата от ЛДПР выйти во второй можно было бы привести такой аргумент, как опыт осенних выборов 2018 г. во Владимирской области, Хабаровском крае и Приморье. Тогда кандидаты, представляющие власть, действительно не смогли победить малоизвестных широким слоям населения оппозиционеров («безликих ноунеймов»). Однако в пользу последних работало протестное голосование, спровоцированное непопулярной пенсионной реформой. Кроме того, большинство избирателей тогда руководствовались принципом «голосуй за кандидата от оппозиции, который имеет наибольшие шансы на победу». Являлся ли таковым Олег Капитанов – большой вопрос.

Против того, что Капитанов был способен консолидировать значительную часть оппозиционного и протестного электората, говорит и характер используемой им риторики. Сообщив журналистам о намерении участвовать в выборах, бывший кандидат от ЛДПР подчеркнул, что не имеет каких-либо претензий к врио губернатора Александру Беглову, но «у каждой политической партии должен быть свой кандидат». Одно лишь это заявление должно было погасить к нему интерес со стороны людей, не желающих видеть Беглова во главе Санкт-Петербурга.

Переход Капитанова на работу в комитет по межнациональным отношениям, вероятно, во многом связан с его политическими амбициями, о которых, должно быть, хорошо знали в Смольном. В интервью, данном Инне Карпушиной (пресс-секретарю врио губернатора Александра Беглова) Капитанов откровенно признался в том, что давно хотел перейти на госслужбу и работать в органах исполнительной власти. Он подчеркнул, что его решение согласиться на предложение Александра Беглова не было спонтанным. Также бывший лидер фракции ЛДПР в региональном заксобрании отметил, что, в отличие от должности депутата, его новый пост будет предполагать наличие реальной ответственности за свои действия и полноценной возможности повлиять на судьбу города.

В то же время остается малопонятной выгода для властей Петербурга от того, что Капитанов выбыл из предвыборной гонки. Наличие его фамилии в бюллетене позволило бы еще больше размыть голоса оппозиционеров. И в то же время, как было отмечено выше, он вряд ли смог бы составить серьезную конкуренцию Александру Беглову. Можно допустить, что назначение Капитанова на пост главы комитета было результатом неких кулуарных договоренностей. Однако маловероятно, что их целью было устранение Капитанова из списка кандидатов.

Комментируя произошедшее для представителей прессы, Капитанов продемонстрировал сдержанность и высокую степень политического прагматизма. В ходе беседы с журналистом издания Znak.com он не стал эмоционально реагировать на вопрос о обвинениях со стороны Жириновского. А лишь напомнил о том, как глава ЛДПР в период выборов президента остро критиковал Павла Грудинина, а в последствии дружески общался с ним в неформальной обстановке. Капитанов также указал, что продолжает поддерживать контакты с Жириновским.

Поведение Олега Капитанова можно оценивать по-разному. Однако в любом случае необходимо признать, что оно является закономерным проявлением синергии двух факторов: деградации и ослабления партийной системы и диспропорции реальных полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Эмоциональная реакция Владимира Жириновского на произошедшее объясняется в первую очередь стремлением показать, что речь якобы идет об экстраординарном событии. В действительности мы наблюдаем скорее системное явление, наглядно демонстрирующее текущее состояние как ЛДПР, так и прочих оппозиционных партий. Они уже не являются инструментом выражения интересов определенных социальных групп. Официальная идеология партий не воплощается на практике. Их роль все больше сводится к инструменту продвижения частных интересов на политическом поле или площадке для карьерного старта амбициозных политиков, надеющихся повысить свой статус внутри истеблишмента. А большинство публичных конфликтов между партиями и их представителями являются лишь имитацией противостояния.

В свете этого обращение петербургских единоросов к Владимиру Жириновскому вызывает вопросы. До этого агрессивная риторика лидера ЛДПР воспринималась скорее как проявление бессилия, стремления выплеснуть эмоции и спасти пошатнувшуюся репутацию партии. Однако обращение муниципальных депутатов продемонстрировало, что петербургские власти так или иначе считаются со словами Жириновского, рассматривают его как угрозу своей репутации. Последнее отчасти помогло главе ЛДПР «сохранить лицо», и в то же время привлекло внимание общественности к озвученным им обвинениям. Региональное же отделение партии «Единая Россия», как и руководство региона в целом, не выиграли от этого ничего.

ldpr

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Партийные страсти по Олегу Капитанову
banner-cik-min Партийные страсти по Олегу Капитанову
banner-rfsv-min Партийные страсти по Олегу Капитанову
expert-min-2 Партийные страсти по Олегу Капитанову
partners 6
eac_NW-min Партийные страсти по Олегу Капитанову
insomar-min-3 Партийные страсти по Олегу Капитанову
indexlc-logo-min Партийные страсти по Олегу Капитанову
rapc-banner Партийные страсти по Олегу Капитанову