Политолог, эксперт Центра ПРИСП
19.11.2019

Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам

 

Парламент Республики Северная Осетия-Алания внес в Государственную Думу законопроект о минимальной зарплате для бюджетников. Депутаты предлагают установить его минимальный уровень не ниже двукратной величины прожиточного минимума в регионе. Причем уже с 1 января 2020 года. В случае принятия, он коснется медиков, педагогов, работников культуры, осуществляющих трудовую деятельность в государственном или муниципальном учреждении.

«Источником возможных расходов бюджетов в 2020 и последующих годах в целях доведения уровня заработной платы работников, получающих более низкое обеспечение, до уровня, предусмотренного проектом федерального закона, будут являться доходы, увеличившиеся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы», — говорится в пояснительной записке к документу.

Почему региональные депутаты озаботились вопросом зарплат бюджетников, несмотря на уверения правительства, что все не так плохо? По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева, в данном случае речь идет об очевидном акте популизма.

Сущность данной инициативы можно рассматривать как предложение федеральному руководству полностью пересмотреть свою политику за последние годы. Очевидно, что шансы на одобрение этой инициативы в Москве равны нулю. Появление этой инициативы объясняется предельно просто: Россия приближается к началу нового электорального цикла: уже в 2021 г. состоятся выборы в Госдуму. В их преддверии действующие депутаты щедро раздают заведомо невыполнимые обещания, формируя имидж «борцов за народное счастье».

Шансов на воплощение этой инициативы нет. Свободных денег на ее реализацию, за пределами федерального бюджета, мы не обнаруживаем. А политическое руководство ни за что не пойдет на то, чтобы потратить федеральные сверхдоходы на решение социальных проблем: оно последовательно отказывалось от этого на протяжении последних пяти лет.

Нужно понимать и другой момент. Российская Федерация является суперпрезидентской республикой, в которой глава государства стоит над всеми ветвями власти. Правительство является проводником воли президента. Большинство мест в Госдуме занимают представители «Единой России» — партии, лояльной главе государства и во многом построенной вокруг его политического бренда. В лояльности членов Совета Федерации главе государства также не приходится сомневаться. В рамках этой системы обрести силу закона может лишь инициатива, не вызывающая неприятия у президента.

Однако он, во-первых, уже имел возможность наблюдать за проблемами с реализацией «майских указов». Зачем ему при этом поддерживать сходную по содержанию инициативу, совершенно непонятно. Во-вторых, неоднократно выражал доверие к текущему курсу бюджетной и социальной политики правительства. А предложение осетинских депутатов откровенно противоречит политике кабмина. В-третьих, продемонстрировал решимость идти до конца даже при реализации априори непопулярных решений, когда речь заходит о реформировании социальной сферы. Достаточно вспомнить только об одном лишь повышении пенсионного возраста. Это предполагает, что президент будет готов и дальше поддерживать правительство в вопросах управления социальной сферой.

У нас нет ни одного основания полагать, что инициатива осетинских депутатов найдет поддержку со стороны главы государства.

По данным Минфина РФ на 1 октября 2019 г., объем государственного долга субъектов федерации составил почти 2 трлн. рублей. Размер государственного долга муниципалитетов превысил 360 млрд. рублей. Из 85 регионов России в 2019 г. дотационными являются 72, и лишь 13 выступают в качестве доноров. Вполне очевидно, что ни регионы, ни муниципальные образования (за исключением небольшого числа наиболее обеспеченных) не смогли бы изыскать средства, необходимые для повышения зарплат бюджетников.

Федеральный бюджет является профицитным (за первые 10 месяцев 2019 г. года его размер достиг 3,5% ВВП). Однако финансово-экономический блок правительства наверняка продолжит придерживаться политики последних 5 лет, сохраняя профицитные средства нетронутыми на случай начала глобального экономического кризиса или ужесточения санкций. Профицит федерального бюджета все последние годы сопровождал сокращение числа объектов социальной инфраструктуры в регионах.

Также необходимо понимать, что темпы роста российской экономики не могут надежно обеспечить значимый рост зарплат бюджетников. По итогам первых 9 месяцев 2019 г. (по данным Росстата) они составили около 1,1%.

Даже если предположить, что каким-то чудом эта инициатива будет реализована, это не приведет к реальному улучшению положения бюджетников. Мы будем наблюдать то же жонглирование статистикой, что и в случае воплощения в жизнь майских указов. Среднюю зарплату будут поднимать преимущественно за счет сокращения персонала, перевода сотрудников на технические должности.

Материал полностью на: https://svpressa.ru/economy/article/249314/

zarplata uchitela

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
banner-cik-min Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
banner-rfsv-min Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
expert-min-2 Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
partners 6
eac_NW-min Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
insomar-min-3 Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
indexlc-logo-min Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам
rapc-banner Пономарев: Есть ли шансы повысить зарплаты осетинским бюджетникам