Израильские выборы: дело ясное, что дело темное…
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Глоцер – о том, что вместо ясных ответов новый израильский политический раунд предлагает все новые и новые вопросы.
Итак, во-первых, впервые в истории Израиля действующего премьер-министра отправляют под суд по обвинению в получении взятки по делу «4000» («Безек-Walla») и по так называемым делам «1000 и 2000» с обвинением в обмане общественного доверия и мошенничестве.
Во-вторых, правительство так и не сформировано. В-третьих, после неудачи основных претендентов на кресло премьера в попытках сформировать правительственную коалицию мы продвинулись семимильными шагами к новым выборам, исход которых столь же непонятен, как и предыдущих. Даже скорее можно заметить, что симпатии граждан не склонились сильно в ту или иную сторону. Согласно опросам, правый и левый лагери набирают примерно столько же голосов, сколько и на предыдущих выборах, а, значит, сохраняется тот же патовый сценарий.
Биньямин Нетаньяху уже весьма эмоционально отреагировал на предъявленные ему обвинения: «Нет суда ни в одной современной просвещенной стране, который признал общественного деятеля виновным в получении взятки из-за положительного освещения его деятельности в СМИ. Если правоохранительные органы впервые применят эту практику, они вычеркнут Израиль из списка продвинутых стран, где есть свобода слова и прессы».
Действительно, есть вопросы к этому самому обвинению. Тянули с ним целых три года, и «выстрелило» оно именно в самый тяжелый для Нетаньяху период, представив попутно целый ряд задач-головоломок, которые придется решать израильской юридической системе.
Например, имеет ли право человек, чье дело передано в суд, баллотироваться в парламент и претендовать на кресло премьера? Может ли он продолжать исполнять свои обязанности на посту главы правительства или обязан подать в отставку? Кроме того, у него остается депутатская неприкосновенность, которой его может лишить только Кнессет. Впрочем, раньше израильский парламент не раз это проделывал с другими депутатами. Но, с другой стороны, здесь речь идет не совсем об обычном парламентарии: перед нами действующий глава правительства и лидер одной из крупнейших партий страны…
И, наконец, немаловажный вопрос о доверии к самой юридической системе: не стала ли она в данном конкретном случае инструментом политической борьбы, а не только «голой» юриспрунденции?
Если благодаря судебным манипуляциям все же удастся устранить Нетаньяху из политики, во всяком случае, на время судебного разбирательства, то естественным образом встает вопрос о следующем лидере. На сегодня нет ни одного сколько-нибудь очевидного участника будущей предвыборной гонки, который будет пользоваться доверием большей части общества.
В «Ликуде» без Нетаньяху, разумеется, развернется борьба за лидерство (депутат Кнессета от «Ликуда» Гидеон Саар 23 ноября уже призвал провести блиц-праймериз на пост председателя партии), но фигур, которые могли бы достойно в глазах электората партии заменить такого политического тяжеловеса, как действующий премьер, в ней не наблюдается. Это будет означать только одно: «Ликуд» будет терять свой электорат, который начнет расползаться по другим правым партиям.
Что касается оппонента Нетаньяху Биньямина Ганца, то его гипотетическая «победа» на грядущих третьих выборах (при условии, что его собственный блок вообще сохранится в нынешнем виде), будет омрачена тем, что действующий премьер был устранен из игры таким интересным способом.
Это, безусловно, уменьшит легитимность избранного таким способом премьера в глазах большой части электората партии «Ликуд» и других партий правого политического спектра. Также повысится градус взаимного неприятия между политическими спектрами внутри общества, вызвав у граждан вполне закономерные вопросы о доверии ко всей политической системе государства в целом.
В случае, если блок «Бело-Голубых» распадется из-за внутренних противоречий между лидерами, то игра станет еще интереснее: борьба развернется среди политиков, которые долгое время находились «в тени» многолетнего первенства Нетаньяху.
И здесь мы можем увидеть в роли кандидатов сразу всех игроков, которые так много времени проводили на «скамейке запасных»: Биньямина Ганца, Яира Лапида, Авигдора Либермана, Нафтали Беннета или Айелет Шакед, вполне возможно, что также и бывшего мэра Иерусалима Нира Барката и многих других. А почему бы им и вправду не побороться за место премьера, коль скоро может образоваться такой заманчивый вакуум власти?
Отметим, что, кто бы в итоге не стал премьером страны в результате этого затянувшегося политического кризиса, он вскоре столкнется с необходимостью разбираться с «мирным» планом американцев, который они уже заждались обнародовать, а также с кучей накопившихся административных и социально-экономических вопросов.
Конечно, не исключен еще и сценарий, при котором за отведенный президентом Реувеном Ривлиным 21 день кто-то из действующих парламентариев совершит «прорыв» в формировании парламентской коалиции, но этот вариант развития событий все же представляется менее вероятным (хотя и очень желаемым), чем выход на третий круг выборов.
При этом вся политическая драма разворачивается на фоне роста огромного государственного дефицита в размере 3,8%, который уже превысил установленный законом порог в 14 миллиардов шекелей (4,04 миллиарда долларов), и потребует от следующего правительства сокращения бюджета и повышения налогов.
И, хотя формально израильская экономика и демонстрирует рост, но его показатели не столь уж и безусловны. В опубликованном недавно Центральным статистическим бюро Израиля докладе приводятся несколько тревожных данных: если исключить алмазную отрасль и стартапы, обе из которых привлекают много денег, но вносят низкий чистый вклад в целом, израильский экспорт товаров и услуг упал в третьем квартале 2019 года на 4%. Так что вполне вероятно, что в наступающем 2020 году вместе с политическим кризисом будет наблюдаться и некоторое снижение в израильской экономике.
Добавим к этому продолжающийся уже который год подряд рост цен, который привел Израиль на 13 место в рейтинге самых дорогих стран по показателю дороговизны жизни (об этом свидетельствует опубликованный Центром Numbeo рейтинг стран мира по дороговизне жизни), излишнюю монополизацию экономики и государственное регулирование рынка, и мы получим картину системного социально-политического кризиса, который, очевидно, требует все же своего разрешения, если, конечно, страна хочет динамично развиваться, а не вязнуть в болоте политических дрязг и растущего уровня бедности.