Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП
10.01.2020

Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020

 

Проблема взаимодействия человека и окружающей природной среды проявилась с первых дней существования homo sapiens. Сегодня экологические проблемы представляют, пожалуй, наиболее существенную угрозу жизни на планете Земля. С каждым десятилетием экологические беды России принимают все более тяжелый по своим последствиям характер, экоповестка становится одной из центральных тем политической борьбы в нашей стране, российские избиратели уже готовы голосовать за «зеленых», которые обещают отстоять их право на благоприятную среду обитания. Нацпроект «Экология» призван решить экологические проблемы России, в рамках этой инициативы ведется серьезная работа, но пока что ее результаты далеки от ожидаемых.

Национальный проект «Экология» стал крупнейшим «зеленым» государственным проектом в истории современной России, уверен зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин.

Безусловно, главным «зеленым» событием 2019 года стал запуск национального проекта «Экология», который включает 11 федеральных проектов по пяти направлениям: «Отходы», «Вода», «Воздух», «Биоразнообразие», «Технологии». В число проектов входят следующие инициативы: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 класса опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий». Операторами нацпроектов выступают Минприроды России, Минпромторг России, Минстрой России, Росатом, Рослесхоз и Росприроднадзор.

Нацпроект «Экология» – крупнейший «зеленый» проект современной России

Национальный проект «Экология» стал крупнейшим «зеленым» государственным проектом в истории современной России. Он направлен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах; повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населённых пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озёра Байкал и Телецкое; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.

Задачи проекта крайне амбициозные:
- формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления;
- создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
- применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий; повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса; экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
- сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озёр Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;
- сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Учитывая масштабность нацпроекта и целый спектр комплексных задач по его реализации, объём планируемых субсидий составит более 4 трлн рублей. Наиболее затратной частью станет «внедрение наилучших доступных технологий» – 2,4 трлн рублей. Существенную финансовую поддержку проекту должны оказать крупнейшие предприятия страны (доля внебюджетных источников 3,2 трлн рублей, 701,2 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, еще 133,8 – из региональных.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Необходимо отметить, что столь масштабные планы руководства страны в настоящее время исполняются ведомственными и региональными чиновниками только на одну треть: кассовое исполнение национального проекта в 2019 году составило 33,3% от запланированного объема. Одним словом, как говорил бывший премьер-министр Правительства РФ Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Также есть вопросы и к эффективности использования бюджетных средств. В настоящее время Счетная палата России проводит оценку задействованных ведомств с точки зрения влияния исполнения нацпроектов на окружающую среду по критерию «затраты-эффект». На первом этапе проводится анализ проблемных моментов, заложенных в процессе планирования нацпроектов. В настоящий момент уже выявлена проблема непрозрачно сформулированных обосновывающих расчетов и механизмов привлечения планируемых частных инвестиций. Кроме этого, в ходе мониторинга Счетной палатой было выявлено, что значительная часть мероприятий нацпроекта является продолжением ранее выполнявшихся мероприятий. При этом уровень достижения показателей таких мероприятий был невысоким – от 44,4% до 82,9%.

Нацпроекты не включают ряд важных направлений, которые напрямую влияют на состояние здоровья людей. Такие как адаптация к изменениям климата, утилизация отходов производства, медицинских отходов, восстановление качества почв. Относительно новыми направлениями являются мероприятия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), опасными отходами (I-II класса опасности), а также мероприятия, связанные с применением наилучших доступных технологий (НДТ).

Счетной палатой РФ установлен риск «технической» реализации нацпроекта – когда предусмотренные мероприятия и показатели будут выполнены, но результат в виде ощутимых изменений экологической ситуации не будет достигнут.

Например, есть методологическая проблема в федеральном проекте «Чистый воздух». По итогам 2018 года число городов с высоким и очень высоким загрязнением воздуха по данным Росгидромета, который обладает своей наблюдательной системой в 611 постов в 211 российских городах, составляет 46 городов, а федеральный проект, который администрирует Росприроднадзор, реализуется только в шести из них. Еще 6 городов, включенных в федеральный проект «Чистый воздух» по предложению чиновников Росприроднадзора, вообще не входят в список городов с высоким и очень высоким загрязнением воздуха. Остается загадкой, почему чиновники Росприроднадзора и Росгидромета, которые встречаются на ведомственных совещаниях в Минприроды практически каждую неделю, не могут составить единый список. Можно лишь предположить, что Росприроднадзор составлял список не по уровню загрязненности атмосферного воздуха, а по наличию крупных финансово-промышленных групп в этих 12 городах. Именно за счет финансовых возможностей «олигархических» структур сотрудники Росприроднадзора решили исполнить национальный проект «Экология», при этом реальное качество атмосферного воздуха и качество жизни граждан проживающих в «проблемных» городах их не очень волнует.

Другой пример, федеральный проект «Оздоровление Волги» планируется реализовывать лишь в 15 из 29 субъектов, находящихся в Волжском бассейне. Здесь тоже возникают вопросы в методологии подбора территорий со стороны чиновников Росводресурсов и других заинтересованных структур.

Есть вопросы и к федеральному проекту «Чистая вода», который не решает вопросов повышения качества питьевой воды для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения, хотя такая цель поставлена самим нацпроектом и просто соответствует здравому смыслу.

Ситуация с реализацией федерального проекта «Сохранение озера Байкал» вообще вызывает серьезные опасения, поскольку осуществление проекта про рекультивации территории закрытого еще в 2013 году Байкальского ЦБК (8 декабря 2013 года президентом России Владимиром Путиным было подписано распоряжение о создании на территории закрывшегося комбината экспоцентра «Заповедники России») практически сорвано подрядчиками проекта АО «Росгеологией» и «ВЭБ Инжиниринг». Рекультивация не только не начата, но даже не выбрана технология. Горе-исполнители так и не определились, что делать с 6 млн кубов шлам-лигнина, золы и надшламовой воды, зато умудрились нецелевым образом потратить более 250 млн. руб., в то время как оставшиеся 4 млрд. руб. не освоены, а сроки реализации, безусловно, сорваны.

Свалки в России покрывают по площади территорию Бельгии или Нидерландов

«Мы генерируем в год 70 миллионов тонн бытовых отходов. Такой отрасли как переработка бытовых отходов, у нас никогда не было. Основные решения в целом приняты. Созданы федеральные и региональные операторы, но не хватает прямого общения с гражданами. Нужно показывать, что и как будет перерабатываться. Люди возмущаются ростом тарифов, это нужно объяснить, чтобы было ясно, кто и за что платит. Все должно быть прозрачно. Почему из Ленинграда вывозят мусор в Ленинградскую область? Могли бы вывозить и дальше, но тогда и тариф увеличится. Многие из Ленинградской области работают в Петербурге и генерируют там эти отходы. Отрасль тоже нужно развивать с точки зрения количества предприятий. Они уже строятся. Надо объяснить людям, что это за предприятия, как они работают, будут ли наносить ущерб окружающей среде. Если будем использовать новейшие технологии, проблем возникнуть не должно. Но нужен общественный контроль», – Президент РФ Владимир Путин (большая пресс-конференция, 19.12.2019).

Действительно проблемы с утилизацией отходов приобрели национальный масштаб. С 2017 по 2019 годы в российских регионах началось внедрение новой системы обращения с отходами, преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий. Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20-100 млн евро. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.

В паспорте Национального проекта «Экология» поставлена цель – эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов.

Определены ключевые целевые показатели:
1) ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки в границах городов (до 2024 года 191 шт.).
2) ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда (до 2024 года 75 шт.).
3) количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (до 2024 года 7 ед.).
4) доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (до 2024 года 36%).
5) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (до 2024 года 60%).

Общественной палатой Российской Федерации был проведен комплексный аудит отрасли, в ходе которого изучены территориальные схемы обращения с отходами, данные в отношении региональных операторов ТКО и платежей населения за услугу по обращению с ТКО, а также проведен анализ инвестиционной привлекательности отрасли и применяемых технологических решений. Анализ показывает, что в регионах имеется ряд системных сложностей:
- показатели по обработке и утилизации, устанавливаемые территориальными схемами, не соответствуют показателям, установленным нацпроектом.
- показатель по импортозамещению отсутствует практически во всех территориальных схемах. Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО – 22%. Достижение данных показателей к 2024 году существенно уменьшит негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, позволит вовлечь отходы и вторичные ресурсы в экономику страны, увеличить внутренний валовый продукт.
- в большинстве территориальных схем не описаны и не просчитаны технологические решения, с помощью которых субъекты Российской Федерации планируют достигать показатели.

Указанные недоработки влекут необоснованное повышение платы физических и юридических лиц в сфере обращения с отходами. При этом формальный подход к разработке и утверждению территориальных схем приводит к тому, что субъекты Российской Федерации допускают строительство объектов, не способных к 2024 году достичь показателей, установленных нацпроектом.

Минимальное и максимальное значения тарифов региональных операторов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) различаются в России в 26 раз. Минимальный действующий тариф установлен для жителей города Дагестанские Огни в Дагестане. Он составляет 93,48 руб. за 1 куб. м отходов. Максимальный тариф действует на Таймыре, в технологической зоне Березовского района Красноярского края — 2487,85 руб. При этом минимальные тарифы в Дагестане и Красноярском крае отличаются в 9,7 раза — 93,48 руб. и 905,54 руб. за 1 куб. м соответственно, а максимальные тарифы различаются лишь в 5,5 раза.

Безусловно, разница стоимости услуг на вывоз твердых коммунальных отходов в разных регионах России может отличаться. Это обусловлено стоимостью логистики перемещения отходов, наличия инфраструктуры для сортировки, переработки и временного или постоянного хранения отходов. При этом разница должна составлять максимум 15-20% от тарифа, а не 26 раз в случае Дагестана и Таймыра.

Плата за вывоз мусора для жителей складывается из двух составляющих - размера тарифа региональных операторов за вывоз 1 куб. м мусора и нормы накопления отходов на человека, либо за кв. метр площади помещения. Региональный оператор обосновывает свои расходы на транспортировку и хранение мусора, которые, в том числе, зависят от наличия инфраструктуры, расстояния до нее, а также инвестиционной программы.

Основной расходной составляющей является транспортировка мусора, и в больших по площади регионах России тарифы будут выше из-за больших накладных расходов на топливо и амортизацию техники. Нужно сокращать логистические затраты и подумать о государственных дотациях со стороны регионального или федерального бюджета тех территорий, где расстояния действительно большие. Сравнивать Дагестан, Красноярский край или московскую агломерацию не совсем корректно. Слишком большая разница в расстояниях, климатических особенностях и наличию объектов по утилизации и захоронению отходов. В среднем стоимость расходов на утилизацию коммунальных отходов по стране составляет сейчас 150-200 руб. с человека в месяц.

За новую систему придётся заплатить. А у страны денег на то, чтобы создать всю мусорную структуру за счёт государства, в реальности нет. Поэтому в любом случае граждане будут должны платить за эту систему. И тарифы будут повышаться в перспективе 10-12 лет. Если взять российские и зарубежные цифры, при том, что в Европе вся инфраструктура давно построена, то, к примеру, в городе Гамбурге, платят 30 евро. Умножьте на 70, получите примерно 2300-2400 рублей. Это никак не корреспондируется с тем, что платят российские граждане. Совершенно понятно, что уровень достатка жителей России и Германии принципиально разный и одномоментно повысить тарифы невозможно. Очевидно, что без участия государства проблему строительства инфраструктуры по сортировке и глубокой переработке отходов решить невозможно.

В России на сегодня есть порядка 40 мусоросжигательных заводов и более 130 мусороперерабатывающих. Но большинство решений, реализованных у нас, устаревшие, в Европе они уже не применяются. Нужно строить отрасль практически с нуля.

Есть и политический аспект, и это основная проблема, которую предстоит решить: кризис доверия между властью и обществом по поводу строительства любой «мусорной» инфраструктуры. Будь это уже существующий полигон, мусоросжигающий либо перерабатывающий завод или даже обычная сортировка. Люди не верят власти и не хотят жить рядом с такими объектами. Проблема возвращения доверия — ключевая проблема. Можно найти земельный участок подальше от жилой застройки, можно найти инвестора и придумать механизмы экономических стимулов, но доверия ко всей этой отрасли у людей нет. Это нужно исправлять.

Вообще нужно поэтапно и комплексно решать проблему. И начать с самого простого. На первом этапе нужно максимально сократить объем образования коммунальных отходов и ввести эффективную систему раздельного сбора. Причем самую простую: двухконтейнерную. В Московской области уже сейчас запущена эта система: «чистый (сухой)» и «грязный (мокрый)», то, что можно и что нельзя переработать. В США в большинстве штатов работает такая же модель. Российские отходы очень похожи по морфологии на американские. Нужно запустить такую систему в национальном масштабе, наконец, установить контейнеры в шаговой доступности около каждого дома.

Также нужно понимать ситуацию с накопленным экологическим ущербом в нашей стране. Только легальных полигонов в России 1099 и еще примерно 22 тысячи незаконных свалок. Уже сейчас в России выведена из хозяйственного оборота под свалки площадь равная среднеевропейскому государству, такому как Бельгия или Нидерланды. Мы сейчас даже не можем оценить весь масштаб проблемы. У нас нет не то что каких-то планов рекультивации этих 22 тысяч объектов, у нас даже нет первичных исследований, которые давали бы представление, что, собственно, там находится. Поэтому мы пока даже не можем оценить, во сколько обойдется ликвидация накопленного ущерба. Но эта сумма будет равняться триллионам рублей.

НДТ – модернизация и экологизация советского промпроизводства

Но есть все-таки и положительные новости: в России начата большая работа по модернизации и экологизации советского промышленного производства.

Например, ПАО «ГМК «Норильский Никель» наконец закрыл самое старое производство – Никелевый завод в Норильске. Экологическая ситуация стала меняться в лучшую сторону. На следующем этапе выбросы будут снижены еще на 45% в 2023 году за счет реализации мероприятий на Надеждинском металлургическом заводе в рамках «Серного проекта». В результате реализации программы будет обеспечено снижение выбросов диоксида серы в 2025 году на 90%. На Красноярском алюминиевом заводе, принадлежащем РУСАЛу, более 90% производства соответствует российским стандартам по наилучшим доступным технологиям. После полного внедрения технологии «ЭкоСодерберг» на производстве будут существенно сокращены выбросы в атмосферный воздух Красноярска по фторидам и пыли – 3,5 раза, диоксиду серы в 2,5 раза, смолистым веществам в 1,5 раза.

Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) полностью применяет 100 и частично 29 элементов наилучших доступных технологий в области экологии из 139 возможных. За 30 лет произошло снижение валовых выбросов на 78%, по специфическим выбросам коксохимпроизводства - на 91%. На ЕВРАЗ НТМК сейчас завершается строительство аспирационной установки миксерного отделения конвертерного цеха, запустить ее в работу планируется весной 2020 года, это позволит предприятию еще больше снизить выбросы. Вложения ЕВРАЗа в экологические проекты в Нижнем Тагиле и Новокузнецке за период с 2018 по 2024 годы составят более 6 млрд рублей, причем по состоянию на 1 декабря 2019 года освоено уже более 1,5 млрд руб.

Но вся эта деятельность по внедрению наилучших доступных технологий нуждается в эффективном контроле. Не только со стороны государственных проверяющих организаций. К их деятельности, к сожалению, очень много недоверия в обществе, но и реальному общественному контролю. В этом году мы начали практику общественных экологических проверок крупных промышленных предприятий на предмет внедрения наилучших доступных технологий. С такой инициативой летом этого года выступил Общественный совет при Минприроды РФ. Первые проверки прошли в Красноярске и Нижнем Тагиле. Ведется работа над созданием методики таких проверок. В планах общественников провести аналогичную работу в Братске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

Еще раз подчеркиваю, что нет задачи подменять работу государственных контролирующих органов. Наша миссия – обеспечить баланс и диалог между общественным интересом и потребностями экономики. Общественники могут обеспечить легитимную экспертизу и доверительную среду для такого диалога.

«Мысли глобально, действуй локально»

Мысли глобально, действуй локально – этот известный принцип мирового зеленого движения применим и к России. Как известно, в этом году Россия, наконец, ратифицировала Парижское соглашение, а президент России Владимир Путин не поверил шведской школьнице Грете Тунберг после ее выступления в ООН о глобальных климатических проблемах мира, закончившемся обвинением мировых лидеров в краже ее детства. Зря не поверил и зря не поддержал. Это ошибка. Приходит новое поколение, которое требует перемен. Поэтому должна начаться серьезная дискуссия по проблемам практической реализации Парижского соглашения и движению к безуглеродной экономике.

Мир изменился, и неминуемо изменится политика, поскольку так дальше не может продолжаться. Грета вдохновила людей по всему миру на «школьные забастовки», идея которых состоит в том, что по пятницам вместо уроков школьники выходят на улицы, стремясь привлечь внимание политиков и общественности к проблеме климатического кризиса. Будут ли «школьные забастовки» в России? Будут и очень массовые, и раньше, чем это могут ожидать начальники в Кремле. И экологический протест будет куда менее управляемый чем «либеральный». Поскольку люди будут выступать не за мифическую свободу, а за право на жизнь.

Романтики или прагматики?

Зеленые вообще романтики. Просто потому, что хотят сохранить мир естественным, природу первозданной, а последствия нашего присутствия на планете хоть как то нивелировать.

Построить «зеленый» парадайс нам скорее все-таки не удастся, но совершенно точно в наших силах сделать нашу жизнь более экологичной. Начать надо с себя, с простых бытовых вещей – раздельно собирать мусор, поставить дома диспоузер, не покупать пластиковых пакетов и одноразовой посуды, и более бережно относиться к природе, хотя бы перестать бросать окурки из окна машин.

Все просто, никаких секретов особенных тут нет. Есть и государственный уровень решения задач – например, построить систему по промышленной сортировке и переработке отходов, внедрить ресурсосбережение во все отрасли коммунального хозяйства и альтернативную энергетику (ВИЭ), модернизировать и экологизировать промышленность. Запретить ГМО продукты и начать масштабное лесовосстановление, реабилитировать великую русскую реку Волгу, сохранить уникальную экосистему Байкала и etc.

Экономика vs экология

Экология или экономика – не друзья и никогда не подружатся, экотуризм не в счет, но могут сосуществовать и даже добиваться результатов. Общими усилиями необходимо сформулировать долгосрочные национальные экологические цели: например, в 2030 году Россия должна практически реализовать концепцию Zero Waste («ноль отходов»), а в 2050 стать мировым лидером мусоропереработки и вторичного использования отходов. В 2070-м мы можем полностью перейти на энерго- и теплообеспечение страны за счет возобновляемых источников энергии (в первую очередь ветро- и солнечной энергий), а 2100-ом российская экономика должна быть полностью безуглеродной.

GoGreen

Политическая ситуация в России уже сложилась: всю страну захлестнули антимусорные митинги, люди недовольны и требуют перемен. Избиратели готовы голосовать за «зеленых», которые будут представлять и отстаивать их интересы, право на благоприятную среду обитания, на жизнь и здоровье. Пора всем российским природоохранным общественным организациям и «зеленым» политикам объединить усилия и консолидироваться. Совершенно очевидно, что вторая половина 21 века будет окрашена в зеленый политический цвет. Пора действовать!

musor_podmoskovie Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
banner-cik-min Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
banner-rfsv-min Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
expert-min-2 Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
partners 6
eac_NW-min Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
insomar-min-3 Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
indexlc-logo-min Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020
rapc-banner Закондырин: «Зеленые перспективы» – 2020