Журналист, эксперт Центра ПРИСП
11.10.2021

Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки

 

В сентябре и начале октября цены на газ и электроэнергию в Европе ежедневно били исторические рекорды. 6 октября стоимость 1000 кубометров газа составила 1924 доллара. К концу прошлой недели цены снизились до 1000 долларов.

Судя по тому, что мы видели на прошлой неделе, крупные игроки на рынке газа массово закрывали короткие позиции, комментирует ситуацию журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников.

Рынок резко пошел вверх, потом так же резко пошел вниз. Но тем не менее, цены не проваливаются ниже тысячи долларов за тысячу кубометров. Это говорит о том, что рынок все еще очень горячий, а значит, еще можно ожидать всплесков цен.

Тут надо понимать, что при цене больше тысячи долларов за тысячу кубометров газа - по доллару за кубометр – промышленность не живет. Сейчас в Европе потребляется порядка 500 млрд кубометров топлива в год. При ценах выше тысячи долларов за тысячу кубометров такого потребления не будет. В лучшем случае Европе потребуется 250 млрд. То есть при таких ценах, по сути газовый рынок Европы очень профицитный, но цены все равно высокие и не снижаются. Поэтому говорить о том, что крупные игроки закончили выходить из своих позиций преждевременно.

Обычно крупные трейдеры реализуют одну из двух стратегий на газовом рынке. Первая - арбитражная. Рынки газа локальны, и когда на одном рынке происходит дисбаланс, начинается игра в арбитраж. Покупаются длинные фьючерсные позиции на рынке газа в США и продают на другом рынке – например, Европы. При этом поставлять ничего никуда не нужно. Просто нужно ждать, когда этот диспаритет цен закончится.

Вторую игру ведут трейдеры - поставщики реального товара. Они продают на фьючерсном рынке газ сегодня с поставкой через три месяца или полгода. За это время трейдеры где-то на рынке покупают СПГ, доставляют в Европу и закрывают свой фьючерсный контракт реальными поставками.

Но в какой-то момент оказалось, что купить СПГ на рынке невозможно. Все партии, которые были, скупили Китай и Япония по ценам 2 тысячи долларов. Схемы, которые приносили прибыль долгое время, сломались. И сейчас крупные сырьевые трейдеры потеряли очень много денег, закрывая свои фьючерсные позиции на газовом рынке Европы.

История, которую мы наблюдаем сегодня началась еще в прошлом году, когда Китай поссорился с Австралией и не стал покупать у нее уголь. Австралия быстро перестроилась, а Китай не нашел замены Австралии. И когда в КНР произошел динамичный рост промышленности оказалась, что угля нет ни своего, ни импортного. Начались серьезные проблемы с электроэнергией, и Китай стал скупать газ, вступив в конкуренцию с Японией и Южной Кореей. И какую бы высокую цену не давала Европа, на следующий день азиатские рынки ее перебивали. Таким образом, спотовый рынок разогнался до безумных величин. Хотя сам по себе дефицит газа в Европе составляет порядка 25 млрд. кубометров.

Безусловно, в долгосрочной перспективе газу начнут искать альтернативу. Тренды обозначены, а значит инвесторы начинают корректировать свои программы в пользу ВИЭ.

Рынок нефти уже с этим столкнулся. С 2014 года у нас драматичное падение инвестиций, и вся «веселая» игра еще впереди. В 2022 году мы окончательно исчерпаем навес резерва ОПЕК+. Рынок нефти станет дефицитным, там начнутся такие же истории, которые мы сейчас наблюдаем на рынке газа. Но если рынок газа локальный, не касается Ближнего Востока, России, США или Австралии. То рынок нефти глобальный, и это будет совсем другого масштаба кризис.

Да, Европа долго рассказывала всем, что нефть не нужна. Будем жить на ВИЭ, кредиты на добычу нефти не дадим, месторождения в Северном море разрабатывать не будем. С политической точки зрения резоны понятны. Скажем, Великобритания или Франция понимают, что тратят очень много денег на газ и нефть, которые отдают либо арабам, либо русским. Можно потратить больше, но отдать своим – производителям ВИЭ. Своей экономике. Пусть это дороже, но ВИЭ стимулирует внутреннюю экономику.

Другое дело, что в какой-то момент они поверили, что ВИЭ могут заменить все – и газ, и нефть, и уголь. А это не так. ВИЭ могут заменить только часть традиционных источников. Великобритания построила ветряки, благо Северное море рядом. Потратила огромное количество ресурсов, заместив уголь. Но ветер то дует, то не дует. От предсказуемого угля отказались, балансировать ситуацию нечем. Вспомнили про газ, но оказалось, что он может стоить по 2 тысячи долларов.

 

gaz

 
Партнеры
politgen-min-6 Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
banner-cik-min Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
banner-rfsv-min Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
expert-min-2 Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
partners 6
eac_NW-min Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
insomar-min-3 Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
indexlc-logo-min Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки
rapc-banner Крупные игроки на рынке газа понесли серьезные убытки