Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП
20.02.2023

Важно отличать позолоту от золота

 

Депутаты Госдумы Дмитрий Певцов, Дмитрий Кузнецов и Николай Новичков обратились к министру культуры РФ Ольге Любимовой с предложением создать рабочую группу по формированию российского патриотического института культуры на базе Московского госинститута культуры. Депутаты отметили, что создание такого вуза может решить несколько задач, в том числе проблему подготовки специалистов для сферы культуры, располагающих «идеологическим багажом».

Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август - об инициативе создания патриотического института культуры.

Так вышло, что я хорошо знакома со всеми тремя авторами инициативы. Интересен сам по себе авторский коллектив. Николай Новичков, как минимум, экс-министр культуры Пермского края, участник и провозвестник культурной революции в регионе, Дмитрий Кузнецов – сподвижник Захара Прилепина и народный артист Дмитрий Певцов, который давно уже говорит о том, что необходимы аналоги худсоветов в деле спасения культуры, о необходимости пересмотра репертуара наших культурных государственных организаций.

В какой-то степени, наверно, это верно, потому что то время, в которое мы сейчас живем, позволяет отличить позолоту от золота. Мы видим, как много государственных денег, к примеру, было затрачено на поддержку весьма сомнительных культурных продуктов.

Конечно, важно определять содержание культурных продуктов и культурных инициатив. Но, с другой стороны, стоит все-таки оценить необходимость создания именно института. С моей точки зрения, человека, занимающегося, в том числе, культурными проектами, стоило бы говорить о создании лаборатории, которая занималась бы разработкой смысловых линий.

Все-таки институт традиционно чуть более медленно развивающаяся организация, а лаборатория – живая команда, куда можно вовлекать креативных людей. Лаборатория, как мне кажется, более соответствует современному проектному подходу. И да, тянуть с этим уже нельзя.

Я думаю, сейчас будет много копий брошено в авторов проекта. Но тут важно понять, что патриотизм на самом деле понятие очень широкое – это не только память о войне, поддержка СВО. Знать историю своей родины, краеведение – это патриотизм? Патриотизм. Знать историю русского языка, знать нашу культуру – это патриотизм? Патриотизм. 

Меня, к примеру, в свете Года педагога и наставника беспокоит, что у нас нет практически современного национального контента, посвященного профессиям. Много фильмов про спорт, но, как правило, это про наших спортивных звезд предыдущих исторических периодов. А куда пропал производственный роман? Мы говорим о том, что нам необходимо, чтобы молодежь шла на производство, шла в инженеры. А фильмы почему-то у нас все так же продолжают сниматься про содержанок и айтишников – вот такая интересная модная парочка. Что-то я не вижу в этом перечне ученых, инженеров, людей труда.

Как мне кажется, необходим своего рода государственный заказ на такие продукты. Причем, с четкой формулировкой, что именно необходимо донести до людей, в какой форме. И я думаю, что как раз лаборатория могла бы этим заняться – и формулировать этот заказ с точки зрения государственных целей, и следить за его исполнением. А пока, к сожалению, мы видим, что не всегда государству приносят пользу продукты, на которые потрачены государственные деньги.

Еще один пример. В каждой школе хотят открыть школьные театры. Можно себе уже представить, как это будет выглядеть. Учителя литературы, историки, не имеющие опыта постановки спектакля и работы с детьми в театральном творчестве, поднимут запыленные источники классической литературы и устроят мелодекламацию с послушными хорошистами. А детский театр – это не только про творчество, но еще и про психологическую поддержку, про развитие личности. Это мощный инструмент воспитания, пространство развития.

Но у нас не только учителя массово не владеют техниками постановки, не тот профиль. У нас еще и нет современного контента для детей, для подростков, который говорил бы на понятном им языке о важных для них проблемах. С коллективом единомышленников мы разработали проект лаборатории современного театрального контента для разработки новых текстов и акселератора для педагогов, которые хотели бы заняться школьными театрами. Мне кажется, если бы была создана лаборатория патриотической культуры, наш проект нашел бы поддержку, как вариант.

liderstvo

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Важно отличать позолоту от золота
banner-cik-min Важно отличать позолоту от золота
banner-rfsv-min Важно отличать позолоту от золота
expert-min-2 Важно отличать позолоту от золота
partners 6
eac_NW-min Важно отличать позолоту от золота
insomar-min-3 Важно отличать позолоту от золота
indexlc-logo-min Важно отличать позолоту от золота
rapc-banner Важно отличать позолоту от золота