Креативная политика: стоит ли овчинка выделки?
Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Роза Абдулина – о творческом подходе в политических буднях.
«Люди могут не вспомнить ваших конкретных слов,
но никогда не забудут, что при этом почувствовали»
Карл Бюхнер
Хлеб и зрелища
Крайне редко сейчас можно обнаружить политиков, которые смело выделяются из общей массы. Без команды политтехнологов и профессиональных райтеров будни регионов лишь иногда озаряются фейерверком креатива. А все вчерашние кандидаты (и не только в губернаторы) забывают, как не стеснялись оригинальничать в период кампании.
А ведь еще древние римляне передали нам один из важнейших постулатов: народ всегда требует хлеба и зрелищ. И если о хлебе политики всех уровней помнят, то о зрелище забывают. Без одной из составляющую уравнения результат всей работы в итоге получается крайне спорный. Приходится потом работать над ошибками, наверстывать то, что можно было и упускать.
Дорого ли стоит креатив и есть ли смысл им заниматься?
Из центра в регионы
Потребность в творчестве, которую уже достаточно ясно осознали в мире бизнеса, к сожалению, по-прежнему остается за пределами внимания большинства региональных политиков. Почему региональных? Потому что федеральные политики вполне уверенно креативят. Демонстрируют новые формы работы, предлагают идеи, которые выражаясь молодежным языком, «залетают».
Взять хотя бы Дмитрия Анатольевича Медведева и его телеграмм-канал. Свежо, нетипично, смело. То-то и оно! Как результат – высокая цитируемость и интерес у молодежи.
Или, например, депутат ГД Султан Хамзаев предложил проиллюстрировать паспорт гражданина РФ важными историческими и культурными событиями страны. Идея не просто правильная, а вполне себе оригинальная. Как минимум, выделяется из привычного ряда инициатив.
Могут ли региональные политики быть авторами крутых идей, которые будут подхвачены коллегами по стране? Конечно! Главное –поставить такую цель.
Далеко ходить не буду. Возьмем недавний отчет губернатора Липецкой области Игоря Артамонова. Классическую ежегодную процедуру он превратил в качественное, динамичное действие, которое вызывает эмоции. Невероятный сюрприз для семьи военнослужащего и зрителей. В завершении отчета – песня, написанная Юрием Тараном, в исполнении детского хора. И это не просто финальная патриотическая песня мероприятия, это стержень всего отчета и ответ на вопрос – для кого вся работа.
На мой взгляд, социально-политические задачи можно и даже полезно решать, задействовав весь творческий потенциал. Безусловно, важно суметь первоклассно его реализовать. А то бывает так, что топ-идея в реализация подхрамывает. И тут, конечно, общее впечатление смазывается.
Ответ на вопрос: есть ли смысл заниматься креативом для меня очевиден. Дорого ли это стоит? Вопрос, конечно, философский. Но я бы ответила так, если ставить перед собой задачу с высокой планкой, то в окружении нужно найти тех, кто сможет ее правильно реализовать. Можно найти специалистов на внешнем рынке. Цена будет зависеть от их уровня/опыта и сроков контракта. Но мой опыт работы с департаментами внутренней региональной политики говорит о том, что уже давно назрела потребность введения штатной единицы креатора.
Слова и чувства
Амигдала – область головного мозга, в которой зарождается чувство страха. Позитивное предназначение этого сильного чувства — безопасность, самозащита, выживание вида.
Можно ли применить знания о страхе в работе так, чтобы у людей не возникало чувства тревоги, они не выключились из процесса или не пошли по радикальному пути?
Тут важно отметить, что если в проекте, речи, тексте или сюжете содержится ясная мысль о доступности выбора пути, то чувство страха сработает как побудитель к правильному действию и следованию идеи авторов.
Видеорлик «Россия без Путина», который вышел 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление на зрителя. Я думаю, что сейчас просмотров было бы в десятки раз больше, но в 2012 году не были настолько развиты социальные сети, а ролик смотрели на дисках, которые раздавали в пикетах «незабрендированные» волонтеры.
Мобилизующий эффект тогда удалось измерить на четырех избирательных участках. Авторы идеи раздачи дисков хотели понять эффективность сюжета. Из числа всех опрошенных избирателей, кто пришел голосовать за Владимира Путина, видео посмотрели 12%. И это стало хорошим результатом, я бы сказала, «Вау эффектом!»
Можно ли сейчас успешно работать с иными сильными чувствами и эмоциями, кроме социального чувства патриотизма (именно этот лейтмотив прослеживался в видео 2012год)? Мой ответ – да.
Почему это важно? Потому что, уже сейчас темой патриотизма пропитано все информационное пространство и нужно добавлять новое. Например, работа с чувствами ревности, гордости, любопытства.