Работа с будущим в самом концентрированном виде
Политолог, эксперт ЭИСИ Анна Федорова – о взаимосвязи социальной архитектуры и научного суверенитета.
На днях был День российской науки, а я как раз дочитала учебник по социальной архитектуре, всем советую. Мы сейчас живём в эпоху, когда гуманитарные науки будто бы немножечко отошли на второй план. То есть когда мы говорим про «самые перспективные отрасли», всем сразу приходят в голову биотехнологии, IT, работа с нейросетями и т.д. Гуманитарные науки (на первый взгляд) воспринимаются сейчас как «менее важный фронт».
Это неправильная картинка мира. Социальная архитектура как комплексная дисциплина, которая работает с ценностями, со смыслами, ну и в целом с человеческим счастьем и качеством жизни — это буквально научный фронтир. Работа с будущим в самом концентрированном виде.
Важно говорить о научных основаниях социальной архитектуры — чтобы никто не думал, что это просто прекрасные гуманитарные представления о том, как должна быть устроена жизнь. Напротив, работе с ценностями людей посвящены разные фундаментальные труды и в политологии, и в психологии — и конечно, этим знанием надо пользоваться. По управлению социальными проектами тоже есть много разработок.
Поэтому научные разработки в сфере социальной архитектуры нам важны и с точки зрения суверенитета. Я помню времена, когда все политологи учились по западным учебникам — и это наложило отпечаток и на профессию, и на самоощущение людей.
То есть российские гуманитарные исследования по определению воспринимались как что-то вторичное и менее качественное. Причем совершенно несправедливо — ведь российские и советские гуманитарные науки были абсолютно на мировом уровне. Но почему-то фамилии Фукуямы и Хантингтона мы, студенты, произносили с благоговением, а советских ученых читать не хотели. Хорошо, что следующие поколения вырастут без этого перекоса — а наоборот, с полным ощущением того, что наша страна вносит серьезный вклад в мировую науку.















