ЕДГ-2020 – разминка перед думской кампанией 2021 года
Избирательная кампания-2020 дает старт большому электоральному циклу следующего года, венцом которого станут выборы в Госдуму. В этом смысле ЕДГ-2020 становится полем для экспериментов с привычной партийной идентичностью, многодневным голосованием и электронным дистанционным волеизъявлением в некоторых регионах. В целом, по мнению, экспертного сообщества, особо ярких избирательных кампаний этим летом и осенью не ведется, так как ресурсная база пострадала от коронакризиса и необходимости сократить затраты с прицелом на думские выборы.
В этот ЕДГ нет серьезных, знаковых кампаний, куда было бы нужно вкладывать значительные финансы и креативные усилия, а значит их можно аккумулировать на следующий важнейший политический период – выборы в Государственную Думу 2021 года, констатирует политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов.
Избирательная кампания ЕДГ-2020, судя по информации из разных регионов, проходит в очень экономном варианте в плане затраты ресурсов. Вероятно, это связано с тем, что после пандемии коронавируса у политических структур осталось не так много ресурсов, которые могли бы быть направлены на предвыборную борьбу, а также с тем, что основные политические игроки, формирующие в том числе финансовые и иные ресурсы, закладываются сегодня на выборы в Госдуму в следующем году.
В этот ЕДГ нет серьезных, знаковых кампаний, куда было бы нужно вкладывать значительные финансы и креативные усилия, а значит их можно аккумулировать на следующий важнейший политический период – выборы в Государственную Думу 2021 года.
ЕДГ-2020 интересен также неожиданными цветовыми решениями в АПМ кандидатов, отходом от традиционной цветовой гаммы в брендбуках. На мой взгляд, это связано с попыткой творческого эксперимента, разработкой новых брендбуков с прицелом под госдумовскую кампанию всех основных политических партий.
В условиях пандемии многие эксперты прогнозировали, что предвыборная агитация резко уйдет в интернет, а основными каналами коммуникации с избирателями станут соцсети. Но текущие избирательные кампании показали, что в действительности люди соскучились по живому общению. Встречи кандидатов с избирателями, несмотря на все ограничения, проходят в разных регионах в обстановке интереса людей к общению не только с кандидатом, но и между собой.
Любопытный факт, зафиксированный в некоторых регионах – отсутствие ожидаемой многими федеральной выплаты «на подготовку детей к школе», трактуется некоторыми гражданами как косвенный признак того, что обучение с сентября будет осуществляться в дистанционном режиме, и в связи с этим, многие люди интересуются у кандидатов предполагаемыми карантинными мерами и режимом работы школ осенью.
В целом же агитация идет привычным образом: классические встречи, формирование пула сторонников и последующий их привод на избирательные участки. Сейчас есть много разных мнений по поводу трехдневного голосования, замечу, что такой формат, при условии добросовестной работы избирательных комиссий и технологов, пойдет только в плюс, так как увеличит возможности для мобилизации людей, которых стоит привлекать убеждением. Трехдневное голосование, по моему мнению, увеличивает легитимность выборов и помогает людям более осознанно сделать свой выбор.
Интересно, как эта практика сработает на ЕДГ-2020, возможно, что по итогам анализа результатов выборов в сентябре, она будет применяться и в дальнейшем на выборах в Госдуму в 2021 году, однако утверждать что-то определенное, по моему мнению, еще рано.