Вице-президент РАПК, политтехнолог
19.01.2022

Политическиий технолог: особенности профессии

 

Вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров вспоминает о зарождении профессии, размышляет о тонкостях политтехнологий и нюансах работы политтехнологов.

Как правило, в самом начале это были либо активисты демократических движений, либо работники партийных и государственных органов, высших учебных заведений и научных институтов. В основном такая работа имела характер общественной нагрузки или же была частью прикладной научной деятельности.

Сейчас региональный рынок преимущественно представлен 10-15 консультантами, которые имеют устойчивые связи с местным депутатским корпусом. А если губернатор является местным (то есть не «варягом»), то местные консультанты работают и с ним. Однако часто на губернаторские кампании приглашаются федеральные консультанты. Они же работают и с партиями на выборах Государственную думу в регионах. Другими словами, крупными федеральными кампаниями в регионах занимаются москвичи, екатеринбуржцы, петербуржцы.

У региональных консультантов часто остаются сопровождение кандидатов одномандатников, субподряды от более влиятельных консультантов федерального масштаба, политических партий среднего уровня, которые борются за преодоление проходного барьера.

О разновидностях политтехнологий

Если раньше можно было распространять среди определённых групп избирателей дискредитирующие политика слухи (например, «мэр изменяет жене», «у него нетрадиционная сексуальная ориентация» и т.п.), то теперь для этого используются социальные сети и мессенджеры. Уходит постепенно и реклама в печатных СМИ, а на их место приходят веб-версии изданий. Теряет актуальность и такой инструмент, как телевизионные фильмы-разоблачения.

Если в начале «нулевых» и первой половине 10-х годов большую роль играли так называемые разоблачительные передачи, то сейчас видео-контент перетекает в социальные сети, где он становится значительно короче и приобретает другую форму, подстраиваясь под новые площадки

Меняется и сам электорат.

Раньше можно было смело говорить, что «контроль за телевизором» позволяет обеспечить нужные результаты выборов, то сейчас мы видим, что это не так. Это, прежде всего, происходит благодаря альтернативным источникам информации — мессенджерам и группам в социальных сетях.

О трендах прошлых выборов

Постепенное «угасание» и возможный в недалёком будущем уход с политической арены ЛДПР и Владимира Жириновского. Об этом косвенно говорит сравнение результатов выборов 2016-го и 2021 годов. Если события будут развиваться таким же образом, то в 2026 году ЛДПР может не преодолеть 5%-ый барьер. Или же преодолеет его с большим трудом.

Отсутствие другого общенационального лидера, кроме президента Владимира Путина. Политические партии, пожалуй, за исключением КПРФ, консолидируются вокруг фигуры президента и его высокого рейтинга поддержки.

О фандрайзинге и его эффективности

Не стоит преувеличивать масштабность фандрайзинга, им воспользовались только несколько десятков оппозиционных кандидатов. Тем более нельзя говорить о востребованности этой технологии за пределами больших городов. Возможно, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, это востребовано, но в других городах такого тренда не наблюдается.

Публичный фандрайзинг, скорее, является способом сокрытия реальных источников финансирования некоторых кандидатов, которые не хотят по понятным причинам, чтобы их спонсоры были раскрыты.

О профессиональной этике

«Нет ничего невозможного» в части одновременного консультирования двух разных политических сил. Особенно если речь идёт о подобном консультировании в разных регионах. И даже в рамках одного региона это возможно. И бывает так, что какой-либо технологической группе «даётся подряд» на ведение нескольких партий в рамках одной кампании.

Большинство участников этого рынка, как правило, принимают подобные правила игры. Это достаточно привычное явление, если заказчики или даже один заказчик в курсе ситуации.

 Но могут быть и такие ситуации, когда консультант по своему усмотрению параллельно работает в одном и том же регионе с разными политическими силами, но представители ни одной из партий об этом не знают. В таком случае, вероятно, уже можно говорить о нарушении этического стандарта.

Однако необходимо рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно. Абстрактные рассуждения в данном случае не самый лучший помощник, поскольку всегда есть вероятность, что партии финансируются из одного источника и координируются из одного центра.

О развитии профессии и карьерных возможностях

Есть молодые специалисты, которые приходят в уже существующие структуры и успешно интегрируются. Например, все интернет-технологи являются очень молодыми людьми, так как раньше такой профессии просто не было на рынке. Кто-то пытается заявить о себе в качестве самостоятельных игроков, но таких не очень много.

Другие же просто входят в партийные штабы и работают в разных кампаниях. Это касается в первую очередь больших партий, таких как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Поэтому путей для профессиональной реализации множество и они очень разные.

Работа с согласованным кандидатом, прежде всего, предполагает большую стабильность самого заказа и большую защищённость от различного рода форс-мажорных обстоятельств.

О тонкостях работы

Для большинства участников рынка работа имеет сезонный характер. Если мы говорим про мэтров жанра, то они работают практически постоянно в качестве консультантов у действующих депутатов Государственной думы и региональных парламентов.

Есть и другие проекты. Например, некоторые специалисты работали в Африке, занимались политическим консалтингом по всему континенту. В Африке у них была долгосрочная занятость. Сейчас это направление приостановлено, но, тем не менее, на международном рынке есть и другие возможности.

Можно привести в качестве примера Виталия Шклярова, который (предположительно, — уточнение автора) работал достаточно много за рубежом, в том числе — в США. Есть также примеры, когда значительная часть отечественных консультантов работает на выборах в странах Средней Азии.

Материал полностью на: https://wsem.ru/publications/volodin_o_peregovorakh_rossiii_i_ssha_794/

Похожие материалы: http://www.prisp.ru/opinion/9502-timchenko-tri-zadachi-dlya-ceha-politkonsultantov-1901

http://www.prisp.ru/opinion/9500-shidlovskiy-professiya-politkonsultanta-1901

http://www.prisp.ru/opinion/9492-minchenko-rynok-politkonsaltinga-1801

 

vyboryyy

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Политическиий технолог: особенности профессии
banner-cik-min Политическиий технолог: особенности профессии
banner-rfsv-min Политическиий технолог: особенности профессии
expert-min-2 Политическиий технолог: особенности профессии
partners 6
eac_NW-min Политическиий технолог: особенности профессии
insomar-min-3 Политическиий технолог: особенности профессии
indexlc-logo-min Политическиий технолог: особенности профессии
rapc-banner Политическиий технолог: особенности профессии