oprf Электоральные процессы в России: по горячим следам
14.09.2018

Электоральные процессы в России: по горячим следам

Что происходит с избирательным законодательством, каковы итоги единого дня голосования и как показал себя институт общественного наблюдения, обсудили 12 сентября в Общественной палате РФ на круглом столе «Электоральные процессы в современной России: итоги единого дня голосования 2018 года».

Заместитель Секретаря ОП РФ, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан, Президент Центра ПРИСП Александр Точенов открыл мероприятие, обозначив три блока для обсуждения: новеллы и реформы в законодательстве о выборах, особенности выборов, прошедших 9 сентября, и работа общественных наблюдателей на выборах всех уровней.

Напомним, согласно действующему законодательству, Общественная палата РФ и региональные общественные палаты могли направлять наблюдателей на выборы. Сначала это касалось только президентских выборов, но в июле этого года был принят закон, расширяющий эти полномочия на выборы и других уровней. В результате на едином дне голосования в разных регионах работали 30 тысяч наблюдателей от общественных палат.

Цель общественного наблюдения — не только пресечение, но и предупреждение нарушений избирательного законодательства и прав граждан. Как заявлял ранее Александр Точенов, «система общественного контроля показала свою эффективность — наблюдатели от общественных палат стали независимыми контролерами и гарантами чистоты выборов».

О новеллах в избирательном законодательстве рассказала Майя Гришина, секретарь ЦИК России. Среди таких нововведений —использование системы «Мобильный избиратель», которая подразумевает возможность избирателей голосовать по месту фактического нахождения, а не регистрации.

По ее словам, в настоящий момент активизирована работа по реформированию законодательства — в ЦИКе прорабатывается расширение идеи «голосуй где угодно».

«Сложный вопрос — реализация этой идеи в условиях небольших избирательных округов, чтобы не нарушить гарантию прозрачности и точности, а также оперативности подсчета голосов», — отметила она.

Сложность состоит и в налаживании логистики движения бюллетеней и протоколов об итогах голосования: «В этом случае должны быть налажены некие горизонтальные связи между регионами, чтобы эти данные и документы приходили в сумму результатов в соответствующем регионе».


Она привела в пример мировой опыт. Так, в международной практике существуют институты дистанционного голосования — почтовое или электронное. Гришина отметила, что в России не приживается почтовое голосование, а для того чтобы наладить электронное голосование, необходимо создать единую электронную базу избирателей и вводить электронные удостоверения.

Майя Гришина отдельно отметила высокую роль общественного наблюдения на выборах.

Депутат Госдумы Виктор Карамышев рассказал, для чего было необходимо совершенствовать избирательное законодательство, отметив, что главный побуждающий мотив — это удобство избирателей. По его словам, в этом плане «неплохо сработал „Мобильный избиратель“».

«Если мы двигаемся по пути к созданию цифровой экономики, то цифровые технологии все больше должны входить в избирательный процесс», — добавил он.

Говоря об особенностях прошедших выборов, депутат рассказал, что на этот раз «все политические партии, все участники процесса остались довольны»: «Если раньше мы слышали жалобы на подтасовки, фальсификации, вбросы, то сейчас все было честно, прозрачно, вопросов нет».

Карамышев также рассказал и об общественном наблюдении. «Что особенно важно, право направлять общественных наблюдателей получила не только федеральная Общественная палата, но и региональные ОП, каждая из которых могла работать автономно».

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что в этом году существенно снизилось количество прямых фальсификаций.

«Меньше стало жалоб по поводу составления списков избирателей и жалоб на их подкуп. Пропорционально этому увеличились жалобы на фейковую информацию, многие факты которой не подтвердились», — сказал общественник, приведя в пример истории, когда в интернете публиковались ролики, изготовленные еще в прошлом году и даже еще раньше.

При этом он выразил мнение, что проведение второго тура на выборах глав регионов в некоторых субъектах Федерации говорит о снижении роли административного ресурса, используемого в ходе предвыборных кампаний.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков, выступивший сомодератором дискуссии, обратил внимание на моменты, касающиеся агитационных процессов.

«Есть проблемы в регламентации дебатов: региональные СМИ, используя разные способы и уловки, стараются дистанцироваться от дебатов. К примеру, учредителями многих СМИ являются автономные некоммерческие организации, поэтому они могут спокойно отказываться от агитационной деятельности или осуществлять ее только на регламентированной и платной основе», — отметил он.

Итоги мероприятия подвела Майя Гришина: «Как всегда, ЦИК проводит мониторинг правоприменительной практики, все эти материалы и предложения по совершенствованию законодательства мы систематизируем и собираем для того случая, когда будут востребованы какие-то системные изменения». Она подчеркнула, что «такого рода дискуссии очень полезны, и чем больше будет спектр мнений и аргументов, тем результативнее будет дальнейшая работа».

Оригинал статьи на https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46564

tochenov grishina

 
Партнеры
politgen-min-6 Электоральные процессы в России: по горячим следам
banner-cik-min Электоральные процессы в России: по горячим следам
banner-rfsv-min Электоральные процессы в России: по горячим следам
expert-min-2 Электоральные процессы в России: по горячим следам
partners 6
eac_NW-min Электоральные процессы в России: по горячим следам
insomar-min-3 Электоральные процессы в России: по горячим следам
indexlc-logo-min Электоральные процессы в России: по горячим следам
rapc-banner Электоральные процессы в России: по горячим следам