Аннексия Иудеи и Самарии: лотерея премьер-министра Нетаньяху
Израиль в июле намерен начать аннексию территорий Палестины. По словам премьер-министра Израиля, речь идет об "исторической возможности", которую предоставляет мирный план президента США Дональда Трампа. Премьер-министр Израиля и лидер партии "Ликуд" Биньямин Нетаньяху подтвердил в понедельник, что еврейское государство намерено начать осуществление шагов по аннексии частей Западного берега реки Иордан в июле 2020 года в соответствии с коалиционным соглашением, подписанным им с лидером "Кахоль-Лаван" Бени Ганцем. Соответствующее заявление глава кабмина сделал во время заседания парламентской фракции "Ликуд" в здании Кнессета (парламента страны).
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Глоцер – о политической «рулетке» для израильского премьера с очень большими ставками в игре и непредсказуемыми последствиями.
Итак, премьер-министр Биньямин Нетаньяху после приведения правительства к присяге вновь заявил о планах по распространению с 1 июля израильского суверенитета на Иорданскую долину и отдельные районы Иудеи и Самарии, или, как их еще называют, на части Западного берега реки Иордан, попавшие в результате Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля.
Таким образом, тлеющий уже почти столетие и регулярно вспыхивающий конфликт может снова выйти на принципиально новый рубеж.
А теперь немного предыстории. Со времен соглашения в Осло 1993 года между Ицхаком Рабиным и Ясиром Арафатом утекло много воды: за почти три десятилетия Израиль пережил внушительный рост населения (с примерно 5 миллионов с небольшим в 1993 году до почти 9 миллионов в 2020 году) и экономики (20 лет назад валовый национальный продукт на душу населения составлял 12−15 тысяч долларов, а в 2019 году - 45 тысяч долларов).
Глубоко интегрировавшись в глобальную экономическую жизнь, Израиль, без преувеличения, изменился до неузнаваемости как в технологическом отношении, так и в своих возможностях в сфере безопасности.
Напомним также, что открытые в 2010 году гигантские запасы природного газа на средиземноморском побережье Израиля, которые уже разрабатываются, заложили основы энергетической независимости страны и даже позволяют ей стать экспортером газа.
Сразу оговорюсь: речь здесь не идет о том, что все израильтяне стали «жить лучше» и «жить стало веселее» (здесь, увы, сравнение со многими развитыми странами, не в пользу Израиля из-за уровня бедности части граждан и растущего расслоения. В одном из докладов ОЭСР, например, говорится, что уровень бедности среди детей в Израиле является вторым по величине на Западе, после Турции, и составляет 23,2 процента — практически каждый четвертый ребенок в Израиле живет в бедности, по сравнению с каждым седьмым, в среднем, на Западе), а об общем укреплении позиций страны в мировой экономике.
Но к чему этот экскурс, спросите вы? Ответ прост: Израиль ощущает больше уверенности в последние годы как из-за улучшения своих экономических показателей, так и из-за усиления позиций на международной арене.
На международной арене нынешняя поддержка со стороны США времен Трампа совершенно не сравнима с тем положением, в котором страна оказалась в каденцию весьма левого Барака Обамы (тогда давление на Израиль было очень мощным); арабские страны перестали быть столь монолитны в своей борьбе с Израилем, поскольку им пришлось столкнуться с вызовом Ирана, да и Европейский Союз больше не един в своем давлении на Израиль в переговорах с арабами-палестинцами – растущий правый тренд в ЕС и наплыв мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки сделали его не столь жестко антиизраильским, каким он был еще 10 -15 лет назад в эпоху царствования идеологии мультикультурализма.
Во внутриизраильских раскладах после раскола Биньямином Нетаньяху противостоящего ему левоцентристского блока и, как результат, убедительной победы премьер-министра, наблюдается тоже явное укрепление правого тренда, который демонстрировал свой рост в последние десятилетия.
Недавний перенос посольства США в Иерусалим тоже прибавил ему очков и уверенности в своих действиях.
Плюс для премьер-министра Биньямина Нетаньяху в некотором смысле наступил час Х: расследование против него завершилось передачей дела в суд и сузило для него пространство политического маневра, в некотором смысле «прижав к стенке».
Весь этот набор положительных факторов экономического и технологического роста прежних лет, дипломатические успехи и осознание того, что лично премьеру некуда отступать, как я полагаю, и сделали возможным подобное заявление.
Но при всех кажущихся выгодах подобного решения, «удобности момента», страну вполне могут ожидать тяжелые испытания: многократно возрастает риск новой интифады – продолжительных и кровавых террористических атак; те самые бонусы в виде роста экономики в свете спада, вызванного коронавирусом, и массовой безработицы (уровень безработицы в Израиле беспрецедентно высок ¬– он подскочил до 27% из-за чрезвычайных противоэпидемических ограничений и прекратил расти лишь в мае, после их частичной отмены), выглядят уже не столь очевидными.
Потенциальная интифада также легко может еще качнуть ситуацию в экономике дальше вниз…
Уже сейчас, по данным Центрального бюро статистики, экономика Израиля сжалась на 7,1%. "Это сокращение в основном связано с последствиями кризиса коронавируса и является самым высоким за последние 20 лет, включая 2001 год и в последний квартал 2008 года", – говорится в докладе бюро статистики.
Потребительские расходы сократились на 20,3%, хотя затраты на продукты питания и товары для дома выросли на 5,8%. В министерстве финансов считают, что большая часть ущерба экономике еще не видна и станет заметна в статистике второго квартала.
«Локомотив» израильской экономики – хай-тек – ожидает, что 20% малых и средних предприятий в этой сфере закроются в ближайшие три месяца, если не сумеют привлечь дополнительные инвестиции.
Не стоит забывать и об еще одном факторе: если уж распространение суверенитета станет реальностью, то, очень вероятно, оно же даст новую жизнь и началу процесса болезненных уступок в виде создания – и уже не на бумаге – Палестинского государства.
Напомню, что в рамках «сделки века» Палестинская автономия сможет создать суверенное государство, которое будет занимать территорию, равную той, которую в общей сложности занимали "Западный берег" и Сектор Газа до 1967 года. Примерно 97% израильтян и 97% палестинских арабов останутся на территории своих государств. Это должно быть достигнуто с помощью территориального обмена.
Жители арабских анклавов внутри Израиля и жители еврейских анклавов внутри Палестинского государства будут иметь возможность остаться в своих домах. Арабы, проживающие в этих анклавах, получат гражданство Палестинского государства и будут иметь доступ к территории своего государства, который будет обязан им обеспечить Израиль.
Эти решения, а также ряд других уступок, которые должны войти в «сделку века» уже вызвали критику в рядах правых избирателей в Израиле, по той причине, что выгоды от аннексии могут быть легко перечеркнуты уступками.
Так, в интервью газете «Глобс» глава районного совета поселенческого блока Гуш-Эцион Шломо Неэман отметил, что «анклавы - это горькая пилюля, которую невозможно проглотить…невозможно, чтобы еврейские поселения были связаны со своим государством узкой десятиметровой полоской земли, и чтобы с обеих сторон их окружало палестинское государство. Это недопустимо…Мы понимали, что в обмен на распространение суверенитета Израиль соглашается вступить в переговоры с палестинцами, но поскольку от нас требуют заранее дать согласие на создание палестинского государства, - мы категорически против».
В свою очередь со стороны «арабской улицы» традиционно полетели угрозы террора: Салех Арури, заместитель главы «политического бюро» ХАМАСа, сказал, что возвращение «вооруженного сопротивления» на Западный берег стало возможным «и даже ближе, чем некоторые могут подумать».
Но при этом очевидно, что целый ряд арабских государств-союзников США на деле не против плана Израиля по распространению суверенитета над долиной реки Иордан и поселениями в Иудее и Самарии, несмотря на то, что на словах они его осуждают: в недавней статье "Исраэль Хайом" говорилось, что высокопоставленные чиновники из Иордании и Саудовской Аравии в частных беседах с представителями администрации Трампа сообщили, что они совершенно не против плана или его реализации.
И все же наметившийся раскол в арабском лагере не означает, что решение о распространении израильского суверенитета, не встретит противодействия той самой «арабской улицы»: ведь террор всегда был там самым понятным аргументом и козырем в борьбе за деньги, власть и рост влияния группировок.
Поэтому для Нетаньяху и Израиля в его лице это самая настоящая лотерея, рулетка с очень большими ставками в игре и непредсказуемыми последствиями. Выигрыш может быть как непомерно велик, если удастся «провернуть» распространение суверенитета и при этом на растущей волне террора со стороны палестинцев «заиграть» ответные уступки, так и неудача, если маятник качнется в другую сторону, столь же может быть огромной…
Если же действующий премьер действительно реализует суверенитет и при том сумеет сохранить государство на плаву в экономическом отношении, избежав волны санкций со стороны ЕС, большой волны террора, то, разумеется, он войдет в историю как народный герой для всего правого лагеря, да уж, что говорить, и для части левоцентристов, поскольку победителей не судят.
В этом случае и судебный процесс против Нетаньяху - при абсолютно любом его исходе – просто померкнет в сравнении с масштабностью его политической победы.
Но, повторюсь, риски в этой политической игре необычайно высоки, именно поэтому, в том числе и из правого лагеря раздаются осторожные голоса против, а некоторые функционеры правящей партии «Ликуд» уже говорят о «неокончательности» даты 1 июля, о «возможной необходимости отложить решение о провозглашении суверенитета». В конце концов «на кон» ставятся человеческие жизни, экономика и благосостояние граждан страны…