Заместитель секретаря Общественной палаты России, президент Центра ПРИСП
27.01.2019

Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности

 

"За большими проектами министерств не должна пропасть основная цель – повышение качества жизни граждан": о разных гранях работы Общественной палаты РФ сайту "Выбор народа" рассказал заместитель секретаря Общественной палаты России, президент Центра ПРИСП Александр Точенов.

Прошло полтора года со времени начала Вашей работы в Общественной палате РФ. Так совпало, что именно в это время один из самых масштабных проектов Общественной палаты, благодаря которому палата получила новый импульс для развития и обратила на себя внимание, оказался связан с выборами: речь идет об общественном наблюдении, сначала на выборах президента, а затем и на других федеральных и региональных выборах. Подводя итоги недавно прошедшей сложной избирательной кампании – Вы довольны динамикой развития общественного наблюдения? Нужны ли коррективы общественному наблюдению? Много ли регионов еще законодательно не допустили наблюдателей к выборам?

Прежде всего, хочу отметить: Общественная палата – это коллегиальный орган, и я могу высказать лишь свое мнение. Не берусь делать общий обзор и давать всестороннюю оценку работе палаты - мы ведь выполняем свою деятельность в ОП на общественных началах, и нет возможности глубоко анализировать работу коллег. Кроме того, отдельные итоги работы палаты отражены в ежегодном докладе Общественной палаты Российской Федерации. Кроме того, руководители комиссии высказывались о работе по своим направлениям на пленарном заседании палаты в декабре прошлого года, а на сайте ОП РФ публикуются видеоролики с их оценкой работы комиссии, дальнейшие ее планы.

Поэтому могу дать оценку и высказать мнение именно по тем направлениям деятельности палаты, в которых принимал непосредственное участие, и по которым есть конкретное решение палаты.

Прежде всего - об общественном наблюдении. Подчеркну - общественное наблюдение – именно так, а не наблюдатели Общественной палаты. Палаты, федеральная и региональные, выступают лишь операторами, а наблюдателями являются активные граждане; большинство из них приходят от общественных организаций и некоммерческих структур, есть и примеры личной активности, когда в палаты обращаются обычные граждане. Как правило, общественные палаты организуют их обучение, а также правовое обеспечение направления их на участки. Дополнительно организуется ситуационный центр либо общественные штабы для работы в день голосования. Так что, когда СМИ таких наблюдателей называют "наблюдателями от общественной палаты" – это формально верно, но по сути - некорректно. Это как буква и дух закона, есть такая общепринятая фраза у юристов. По букве – да, их направляют от Палаты; а по духу – нет, они самостоятельные, от общественных организаций - или просто гражданские активисты.

Но, с другой стороны, неверно и высказывание так называемых "профессиональных защитников" избирательных прав о том, что у нас нет настоящего общественного наблюдения, и необходимо дать право общественным организациям направлять наблюдателей напрямую. Есть такая точка зрения, что направлять наблюдателей могут только НКО, специализирующиеся на выборном наблюдении.

Здесь есть, на мой взгляд, две проблемы.

Первая – если наблюдателей будут направлять от любых общественных организаций, то на избирательных участках может появиться условно неограниченное количество таких наблюдателей. Например, десять общественных организаций направляют своих наблюдателей на конкретный УИК, а ведь там еще есть наблюдатели от партий и кандидатов! Может сложиться ситуация, когда наблюдателей будет больше, чем избирателей. Я, конечно, утрирую, но суть именно такова. Они неизбежно будут мешать избирательному процессу. Да и нет таких условий на избирательных участках; вы прекрасно понимаете, в каких условиях и где проходят выборы, работают избирательные комиссии.

И вторая проблема: если это будут правозащитные организации, специализирующиеся на защите избирательных прав, то произойдет монополизация общественного наблюдения. Их представители уже сейчас заявляют, что только они самые правильные, а остальные - только обманки и имитация.

Итак, общественное наблюдение на выборах есть, и организует его Общественная палата. Законодатель сначала дал такое право Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам регионов на выборах президента, а уже после вполне успешного результата общественного наблюдения закрепил это право на выборах депутатов Госдумы, а затем и на региональном уровне. И вот с организацией общественного наблюдения ОП РФ на региональном уровне есть проблемы.

Во-первых, не все региональные парламенты законодательно дают федеральной Общественной палате право назначать наблюдателей.

Во-вторых, есть организационные трудности: страна у нас большая, выборы в регионах идут регулярно, и если для региональной общественной палаты организация наблюдения – это разовое мероприятие, там, где проходят выборы, с периодичностью в несколько лет, то для ОП РФ эта задача становится постоянной, по несколько избирательных кампаний в год в разных регионах. Получается, что ОП РФ нужно либо иметь в аппарате специализированное подразделение, либо выделять сотрудников, занимающихся этим направлением 3-4 месяца в год, иначе задача будет выполнена некачественно. На одном энтузиазме и общественном порыве и мобилизации, как шла работа на выборах президента, это невозможно будет сделать. Кроме того, мы опираемся на местных активистов во взаимодействии с региональными общественными палатами, а они ведь и сами будут организовывать наблюдение - то есть получается излишняя напряженная организационная работа. И в-третьих, на региональных выборах у местных начальников, политических сил, финансово-промышленных групп – иными словами, у политических игроков регионального уровня – может возникать желание использовать нас, прикрыть нарушения псевдонаблюдателями от Общественной палаты. А мы не сможем защититься от этого, потому что мы находимся далеко, нам трудно управлять процессом, у нас нет своих структур в регионах. Мы как организаторы не зависим от местных игроков, но нет уверенности, что не будет оказываться давление на региональные общественные палаты.

Вот тут возникают так называемые ножницы.

Или для осуществления контроля за организацией наблюдения и действиями наблюдателей, направленных Общественной палатой России, она должна получить возможность направлять во все избирательные комиссии своих представителей с правом совещательного или решающего голоса, которое дает возможность приезжать в нижестоящие избирательные комиссии с контрольной функцией; либо создавать в каждом регионе, где идут выборы, общественные штабы и как-то легализовывать появление их представителей в участковых избирательных комиссиях в роли контролёров наблюдателей (иначе УИК может определить, что эти контролеры мешают избирательному процессу, что, в общем-то, будет вполне справедливо, когда на избирательном участке будут появляться посторонние люди).

Или окончательно определиться и исходить из того, что Общественная палата только организует правовое направление желающих на УИК, а остальное будет на совести граждан, которые стали наблюдателями. Палата тогда умывает руки – что тоже неправильно. Ведь есть масса примеров, когда некоторые общественные организации, профессионально специализирующиеся в наблюдении на выборах, публикуют на своих интернет-ресурсах непроверенную или просто выдуманную информацию о якобы происшедших нарушениях. Не хочется уподобляться им, но также не хочется, чтобы наблюдатели, направленные общественными палатами, служили ширмой для организаторов нарушений.

Будем серьезно думать и искать пути, как отрегулировать эти проблемы; рассчитываю не только на членов и экспертов Общественной палаты России, но и на коллег по научно-экспертному совету при ЦИК РФ.

Диалог возможен на площадках, а не на площадях

Насколько серьезна проблема подконтрольности региональных общественных палат? Происходят ли тут изменения, начинают власти работать с неудобными общественниками?

Я считаю, что острота этой проблемы постепенно снижается, хотя вряд ли полностью сойдет на нет. Общество не стоит на месте - меняется и власть, и активисты, и отношение власти к активистам. Это естественно, но главное – что тренд положительный. Ответственные представители власти, принимающие решения, все более начинают понимать, что достичь прорывных результатов развития страны или региона без опоры на активную часть общества просто невозможно. И таких чиновников становится все больше. Они идут на диалог, они понимают, что опираться нужно не на аморфные структуры, а на активные, и делают это в том числе при формировании общественных палат. Это хорошо стало видно в процессе ротации состава палат, который прошел в прошлом году и идет в этом. В них стали приходить неудобные для власти активисты, в том числе и по квотам высших руководящих лиц и парламентов. Конечно, это происходит не всегда и не везде, но такая тенденция есть и она внушает оптимизм.

Грамотные руководители идут на активное взаимодействие с гражданским обществом, и общественные палаты – это как раз та площадка, где эта "синергия" происходит. Кроме того, меняется отношение к формированию общественных советов в муниципалитетах и в региональных органах исполнительной власти. Хорошим оценочным показателем является отношение власти к материально-техническому обеспечению деятельности региональных палат. Оно тоже меняется – это вопрос о помещениях, об аппарате, о финансировании и транспорте и тому подобное. Власть начинает понимать, что это необходимо – помогать общественным палатам. В то же время растет активность общественников, появляется много компетентных – подчеркну, именно компетентных! – инициатив и предложений. Они входят в различные рабочие группы при органах власти, процесс это двусторонний.

Толчок к повышению самооценки региональных общественных палат и активистов дал проект общественного наблюдения на выборах президента. Это был беспрецедентный проект, палаты проверили свои силы и возможности. Кстати, в этом проекте проявился и балласт, который, к сожалению, есть и в региональных палатах, и у нас, в федеральной. Но главное, что этот проект дал рост гражданской активности.

И представители власти, и активисты начинают осознавать, что диалог возможен на площадках, а не на площадях, и эти площадки создаются общественными палатами.

Настоящий федерализм

Какие меры планируются Общественной палатой РФ для поддержки общественников на местах, чтобы региональные общественные палаты стали более независимыми? Нужно ли с этой целью выстраивать вертикаль общественных палат?

Считаю возможным участие Общественной палаты Российской Федерации в формировании региональных общественных палат, мы сейчас обсуждаем этот механизм с региональными палатами. Не везде и не у всех это находит поддержку; в первую очередь – в тех регионах, где не произошло изменения отношения власти к общественным палатам - и общественных палат к самим себе.

Сейчас у ОП РФ и большинства региональных палат налажено хорошее взаимодействие. У нас нет вертикали – да она и не нужна нам, у нас развит настоящий федерализм. Например, для выработки совместных действий создан совет по взаимодействию между палатами, так называемый Совет общественных палат России; председателем президиума этого Совета является, как правило, один из руководителей региональных общественных палат. В рамках этого Совета мы вырабатываем общую линию поведения, решаем общие проблемы, проводим экспертизу федерального законодательства: мы помогаем им – они помогают нам.

Кроме того, в составе самой Общественной палаты РФ есть представители всех регионов, которые согласно закону являются членами советов региональных палат, и поэтому я не вижу необходимости в создании какой-то вертикали: она не нужна, у нас действует реальный федерализм.

За полтора года работы в ОП РФ Вы объездили всю страну; главное открытие или впечатление - о чем?

Так как я отвечаю за работу с регионами, мне, действительно, приходится много ездить по стране по делам Общественной палаты. Справедливости ради должен сказать, что новых регионов для меня было всего семь - работать в регионах мне доводилось и раньше. Причем в некоторых регионах я был несколько раз, иногда - с разрывом в 20 лет. Конечно, многое изменилось. Но, к сожалению, не все так хорошо. У нас великолепная природа, у нас очень красивая страна, у нас замечательные люди, но почему-то эти люди в большинстве своем живут не очень хорошо. Вот этот контраст резко бросается в глаза! Этот контраст есть в разных регионах, но особенно это заметно на Дальнем Востоке и в Сибири, в отдаленных населенных пунктах – отсутствие дорог, коммунальных услуг, я не говорю о комфортной городской среде – эта программа работает, она приносит пользу, но люди живут не только в городах. Это отсутствие надежной транспортной связи. За прошедшие десятилетия, к сожалению, практически полностью пропала малая авиация в регионах Дальнего Востока и Сибири. Да, сейчас уже говорят, что в планах есть выделение средств на реконструкцию аэропортов. Это крайне мало! Кстати, в программах развития Дальнего Востока, действующих сейчас, тоже были такие планы, но вот денег не было. Страна должна быть связана не только интернетом (да и он не везде доступен), но и развитой, доступной транспортной сетью. Люди должны иметь возможность свободно передвигаться по стране, по регионам. Это нужно и людям, и стране.

Программа, национальная по сути

В каком направлении будет развиваться деятельность ОП, есть планы новых проектов?

Основными направлениями деятельности Общественной палаты России будут национальные проекты - согласно майскому указу президента. Без подключения общества, гражданской активности, ни о каком российском прорыве можно даже не говорить. Только силами нации возможен такой прорыв.

Яркий пример - работа над программой развития Дальнего Востока.

Давая поручение правительству о разработке национальной программы развития Дальнего Востока до 2025-2035 года, президент Владимир Путин впервые указал, что правительство должно делать это с привлечением общественности. В правительстве за подготовку проекта национальной программы отвечает министерство развития Дальнего Востока; так вот они определились со своим вИдением участия общественности в этом процессе, как обычно, по-чиновничьи - саму общественность даже об этом не спросив. Тем не менее, как-то они нас подключают, или хотят подключать. В связи с тем, что в основном это должно происходить на муниципальном этапе, который должен пройти, по планам министерства развития Дальнего Востока, до 15 февраля, то основная нагрузка ложится на региональные власти.

Регионы подключились к разработке программы по-разному, где-то высокий уровень активности, где-то - формальный подход. Этот формальный подход хорошо виден на примере созданного Минвостокразвития сайта дв2025.рф. Идея хорошая, но граждане об этом сайте в большинстве своем, к сожалению, не знают, потому что информационная поддержка была только на первом этапе – и все. Возникает такое впечатление, что сильно он и не нужен. Хотя ситуация по ряду регионов исправляется, это видно на карте сайта; к его продвижению подключились и региональные власти, и общественные палаты.

Отдавая отчет в том, что программа национальная, и президент в своём поручении правительству предложил общественности включиться в ее разработку, общественные палаты Дальнего Востока уже в ноябре прошлого года создали Совет общественных палат Дальневосточного федерального округа; целью Совета является участие в разработке и реализации национальной программы развития Дальнего Востока. Впоследствии к этому соглашению подключились и общественные палаты Бурятии и Забайкалья, тех регионов, которые были включены в ДФО в конце прошлого года. Конечно же, у палат уровень активности тоже разный. Приведу в пример совместную работу общественной палаты и власти в Республике Саха (Якутия). Они запустили проект сбора предложений по нацпроекту «Мои идеи - Дальнему Востоку», подключили общественные советы муниципалитетов. На 15 января было собрано более ста предложений, они систематизируются и прорабатываются. Запустили информацию о сайте дв2025.рф, и в результате по состоянию на 25 января там уже было более 900 предложений. (Подробнее о работе над программой по развитию Дальнего Востока можно прочитать здесь, там и тут; еще один интересный репортаж о деятельных якутских школьниках - прим.ред)

В начале февраля, когда члены правительства поедут по районам с отчетом о проделанной работе за прошлый год, в составе выездных групп будут и члены общественной палаты Республики Саха (Якутия) для проведения встреч с общественностью. Ранее, в январе в Якутске было проведено расширенное совещание Общественной палаты с привлечением широких слоев активистов с участием премьера республики и правительственных чиновников.

Выездную работу в районах в начале февраля начинает общественная палата Хабаровского края; в Сахалинской области также начали выездную работу. При этом нужно понимать, что сейчас на Дальнем Востоке сложный климатический период, и поездки по районам не всегда возможны. Однако работа идет. И поставлена задача включить в разработку предложений широкие круги общественности и экспертных групп. Во-первых, эта программа должна стать национальной по сути, а не только по названию; во-вторых, за большими проектами министерств и ведомств не должна пропасть основная цель программы – повышение качества жизни граждан.

Ранее опубликовано на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/124016-aleksandr-tochenov-bez-grazhdanskoy-aktivnosti-ne-budet-proryva-v-razvitii-strany.html

tochenov yakutiya ysiaru

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
banner-cik-min Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
banner-rfsv-min Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
expert-min-2 Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
partners 6
eac_NW-min Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
insomar-min-3 Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
indexlc-logo-min Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности
rapc-banner Александр Точенов: Прорыв в развитии страны невозможен без гражданской активности