Политический юрист, юрист в области конституционного права и конституционного правосудия, руководитель Центра конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП
16.07.2025

Конкуренция или централизованный контроль?

 

Политический юрист, юрист в области конституционного права и конституционного правосудия, руководитель Центра конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о законопроекте об адвокатской монополии.  

Адвокатская монополия — это не только конституционный вопрос, но и прямая угроза самому рынку юридических услуг в России.

Фактически она вытеснит с рынка огромный пласт квалифицированных юристов, которые не имеют адвокатского статуса, тем самым снизит конкуренцию и сузит выбор для граждан и бизнеса. Вместо множества профессионалов с разным опытом и специализацией останется узкий коридор допущенных, что приведет к росту цен и снижению мотивации для развития качества.

Для потребителей это означает меньше альтернатив, меньше гибких условий и, в конечном счете, меньше возможности найти действительно подходящего защитника своих интересов. Монополия разрушает здоровую рыночную экосистему, где качество услуг поддерживается конкуренцией и репутацией, а не исключительно допуском к закрытой корпорации.

По России действительно «бродит призрак» адвокатской монополии, и это куда серьезнее, чем просто вопрос конкуренции: здесь затрагивается конституционное право каждого свободно выбирать профессию и род деятельности (статья 37 Конституции РФ). Новый законопроект фактически ставит миллионы юристов без адвокатского статуса перед угрозой утраты профессии, а это прямое ограничение трудовых прав, что запрещено статьей 55 Конституции.

Если мы недовольны качеством юруслуг, стоит для начала задать вопрос не к самим юристам, а к системе юридического образования, которое долгие годы оставалось в ведении государства и зачастую не обеспечивало должного уровня подготовки. Почему теперь именно юристы должны расплачиваться за эти просчеты публичной власти?

Идея монополии — это не просто спор о рынке услуг, а угроза фундаментальным правам граждан на труд и профессиональную самореализацию, которую нельзя оправдать ссылками на качество, если корень проблемы гораздо глубже.

Задача государства — не навязывать жесткие схемы регулирования, а создавать честные и общие правила, в рамках которых свобода граждан и конкуренция сами формируют порядок.

Монополия же исключает других профессионалов и не дает гарантий качества, но при этом ограничивает право выбора защитника и повышает стоимость услуг для граждан.

Конкуренция и репутация на рынке юридических услуг могут не хуже, а даже лучше обеспечивать качество, чем централизованный контроль.

chinovnik portfel min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Конкуренция или централизованный контроль?
banner-cik-min Конкуренция или централизованный контроль?
banner-rfsv-min Конкуренция или централизованный контроль?
expert-min-2 Конкуренция или централизованный контроль?
partners 6
eac_NW-min Конкуренция или централизованный контроль?
insomar-min-3 Конкуренция или централизованный контроль?
indexlc-logo-min Конкуренция или централизованный контроль?
rapc-banner Конкуренция или централизованный контроль?
НАВЕРХ