Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области
16.08.2018

Программа "Мой район" призвана сделать Москву еще более привлекательной

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов анализирует программу Сергея Собянина «Мой район».

Мэр Москвы идет на выборы с новой большой программой «Мой район», главной целью которой является ликвидация территориального неравенства в столице. Проект состоит из 146 подпрограмм (по числу городских муниципалитетов), рассчитан на 5 лет (2018 – 2023) и предполагает выравнивание условий жизни москвичей вне зависимости от района их проживания.

В рамках программы планируется улучшить стандарты качества жизни горожан в самых различных сферах: здравоохранения, образования, транспортной доступности, благоустройства, ЖКХ и других. В настоящее время в Москве, как и во всех мегаполисах, наблюдается серьезный перекос в сторону престижных районов столицы – центральных и прилегающих к ним. Собянин поставил перед собой амбициозную задачу – в течение пяти лет устранить это неравенство.

Все подпрограммы детализированы, конкретны, готовились муниципалитетами с учетом их особенностей и пожеланий москвичей. Поэтому перед выборами Собянин может не только отчитываться в том, что было сделано в Москве за прошедшие годы (а сделано было действительно немало), но и предложить четкую и ясную «дорожную карту» по развитию города на ближайшую пятилетку. Таким образом, он еще больше увеличивает свои шансы на победу: все остальные кандидаты не в состоянии представить подобную программу развития (просто в силу отсутствия админресурса), поэтому вынуждены будут выступать с лозунгами уровня «за все хорошее против всего плохого».

Причем для избирателей понятно, что программа «Мой район» – не просто бумага с наполеоновскими планами, которая никогда не будет реализована на практике. За Собяниным стоит не только административный, но и финансовый ресурс: мощный городской бюджет и значительная поддержка бюджета федерального. А изменения, произошедшие в Москве за последние годы, особенно в городской инфраструктуре, позволяют надеяться на успешную реализацию этой программы.

Другое дело, что очередное существенное повышение качества жизни в столице может вызвать справедливое недовольство в других регионах страны, усугубить пресловутое противостояние «Москва – остальная Россия». К сожалению, разница в уровне жизни между столицей и провинцией (за редкими исключениями) действительно огромна и постоянно увеличивается. При этом в Москву вкладываются значительные средства федерального бюджета, то есть те налоги, которые платят все россияне, а не только москвичи.

Кроме того, в это же время в столице будет активно строиться новое жилье в рамках программы реновации. Масштабное увеличение площади городского жилья вкупе с повышением уровня жизни москвичей в «отстающих» районах города приведет к новому витку внутренней миграции в столицу. Это противоречит многочисленным заявлениям «федералов» о необходимости выравнивания плотности населения в России.

Но, очевидно, мэр не виноват в том, что он использует все имеющиеся возможности для улучшения жизни горожан. Это, скорее, проблема федеральных властей. Москва явно перефинансирована: при вполне достаточных собственных ресурсах она получает значительные вливания из федерального бюджета, которые могли быть направлены в другие, куда менее развитые регионы. И если задача мэра Москвы – заботиться о том, как уровнять возможности районов столицы, то задача Кремля – позаботиться о том, как уровнять возможности регионов страны.

 sobyanin msk

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры