Председатель совета депутатов Липецка
10.02.2022

Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан

 

В Госдуме прошло первое чтение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Свои предложения 19 января в парламент отправил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Комиссия Совета по развитию институтов гражданского общества на расширенном заседании рассмотрела законопроект, уделив внимание тому, как скажутся предлагаемые нормы на правах человека.

Ответственный секретарь Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), президент Центра ПРИСП Александр Точенов высказал актуальные инициативы по выстраиванию одноуровневой системы местного самоуправления. Тема стала поводом для дискуссии. Своим мнением уже поделились эксперты Алексей Игнатов, Олег Иванов, Виктор Полянский, Александр Асафов, Ярослав Игнатовский, Дмитрий Чернов, Андрей Максимов, Светлана Бочканова и Константин Комков.

Свое видение ситуации выразил и председатель совета депутатов Липецка Александр Афанасьев.

- Как Вы считаете, в чем заключается политическая логика нового закона о МСУ? Какие прикладные задачи он должен решить?

 -  Единая система публичной власти у нас появилась в Конституции после поправок 2020 года. И теперь предполагается, что все три уровня – федеральный, региональный и муниципальный  представлены в одной вертикали. Новый проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.

Согласно законопроекту, вводится два вида муниципалитета: городской округ и муниципальный округ за исключением городов федерального значения. За всю территорию округа или района будет отвечать единая администрация муниципалитета. Довольно часто на практике возникали спорные вопросы, которые болезненно «аукались» для населения. Например, у нас в области мэрия одного райцентра долго выясняла с администрацией района, на чьей территории  находится аварийным дом  и кто из них должен  его переселять. В итоге жильцы этого спорного дома вообще не попали в программу. И таких примеров хватает.

Поэтому в Липецкой области с приходом нового губернатора Игоря Артамонова процесс оптимизации начался еще в 2020 году, когда администрации городских поселений таких как Лебедянь, Данков и Чаплыгин  объединили с районными. У жителей муниципалитетов появилась одна «точка входа» для решения своих вопросов, также это привело к сокращению числа чиновников, которые зачастую дублировали друг друга.   

- Какой будет реакция внутри региональных и муниципальных элит на реформу?

- Речь идет не о ликвидации органов местного самоуправления, а об их объединении. Тем более, предусмотрен большой переходный период  до 2028 года, когда все органы МСУ должны быть объединены в более крупные муниципальные или городские округа. Поэтому реакция скорее будет «наблюдательная». В Липецкой области, очень компактной по территории и равномерной по плотности населения, каких то проблем с доступностью органов власти точно не возникнет. Я хочу заметить, что «новое» - это хорошо забытое старое. Отчасти, мы возвращаемся к административной модели, которая действовала в Липецкой области  до 2006 года. 

Сокращение депутатского корпуса в муниципалитетах так же пройдет безболезненно. У нас были проблемы с формированием Советов, приходилось уговаривать людей поработать в сельском «парламенте», ведь эта деятельность общественная и неоплачиваемая. А справок кандидатам приходилось собирать много и для деклараций и др. И у многих появлялся  вопрос: а зачем мне это надо? Теперь прямых выборов депутатов станет меньше.

Самая обсуждаемая новелла – избрание мэров. Сегодня действующий закон предусматривает три способа их избрания: прямые выборы, выборы депутатами муниципального парламента из своего состава и выборы депутатами из числа кандидатов, отобранных в ходе конкурса. Новый законопроект предлагает отказаться от конкурса и наделить правом отбирать кандидатов в мэры непосредственно губернатора.

Честно стоит отметить, что на практике решающее слова по кандидатам всегда было за губернатором. Теперь это зафиксируют в документе.

- Как реформа скажется на эффективности системы управления на местах?

- По моему мнению, прямой зависимости между укрупнением муниципалитета и его управленческой эффективностью нет. Все зависит от качества команды и ресурсов. Сегодня подавляющее большинство муниципалитетов являются дотационными. Широко применяется практика перераспределения или передачи полномочий на региональный уровень. Поэтому все главы муниципальных образований смотрят наверх. А новый законопроект усиливает их ответственность перед губернатором. Глава региона получит право вынести предупреждение и объявить выговор мэрам и главам районов за ненадлежащее исполнение обязанностей, или отправить их в отставку. Влияние губернатора на формирование и деятельность местных органов власти усилится. Но в той же мере вырастает его ответственность за то, что происходит в муниципалитете и как решаются проблемы жителей.

- Отразится ли реформа на работе механизма муниципального фильтра?

- Сокращается число муниципалитетов второго уровня, а значит и число депутатов. Их голоса уже не потребуются, и этот фильтр должен быть перераспределен между муниципалитетами. Реформа убирает «нижний» уровень фильтрации кандидатов, но «верхний» остается почти неизменным. Я думаю, что нужно делать более демократичным  сам процесс прохождения муниципального фильтра. И стоит пересмотреть условия сбора подписей для кандидатов. Очевидно, что придется вносить изменения в региональный закон о выборах.

 

dvoiniki lyudi

 
Партнеры
politgen-min-6 Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
banner-cik-min Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
banner-rfsv-min Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
expert-min-2 Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
partners 6
eac_NW-min Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
insomar-min-3 Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
indexlc-logo-min Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан
rapc-banner Реформа МСУ создаст одну «точку входа» для решения вопросов граждан