Председатель Общественного совета при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент Центра ПРИСП
21.10.2020

Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века

 

О процессе создания Национальной программы развития Дальнего Востока, слабых и сильных сторонах документа ИА PrimaMedia рассказал председатель Общественного совета при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент Центра ПРИСП Александр Точенов.

— Александр Сергеевич, первый вопрос — о людях. Каким образом удалось привлечь эти 230 тысяч человек, принявших участие в формировании нацпрограммы? Многие сомневаются, что это настоящие цифры, слишком большие.

В этом есть заслуга общественных палат Дальнего Востока. Без них эти 230 тысяч человек не появились бы. Всего было три этапа разработки программы. Первый — муниципальный. Он начался в январе 2019-го и закончился в марте. Второй — региональный, где участие принимали администрации и правительства регионов. Третий — федеральный (работали министерства). И вот как раз в рамках первого этапа и были собраны все рекомендации, все мнения граждан. Сначала Минвостокразвития запустил сайт, где все желающие могли зарегистрироваться и направлять свои пожелания. Работали органы муниципальной и региональной власти. Параллельно Общественная палата РФ начала работу с региональными палатами ДФО, и далее с муниципальными общественными советами, гражданскими активистами. В частности, по инициативе общественной палаты Якутии был запущен проект "Мои идеи — Дальнему Востоку". В то время я был замсекретаря Общественной палаты РФ и как раз отвечал за работу с регионами. Это был межпалатный проект по взаимодействию гражданского общества и институтов власти при решении общенациональных задач.

— И что, каждое предложение, все до одной рекомендации были учтены и каким-то образом включены в нацпрограмму?

Иногда предложения граждан носили очень локальный характер. Я сам за январь-февраль проехал шесть регионов ДФО, и стало очевидно, что многое в нацпрограмму не войдёт. Например, люди просили яму залатать перед остановкой, чтобы не выходить из автобуса прямо в грязь. И такого рода обращений было очень много. Но они тоже были собраны, и некоторые палаты запустили новый проект — "Карту проблем", важных для граждан здесь и сейчас.

Результаты инвестиционных проектов, ТОРов и тому подобное гражданам видно не сразу, оно сказывается постепенно. А мелкие житейские вопросы сказываются сейчас и решать их нужно тоже сейчас.

— Чем нацпрограмма отличается от других программ? Она формировалась достаточно долго, а получилось, как некоторые считают, что-то неубедительное.

Как документ, это первая Национальная программа. До этого на Дальнем Востоке действовали государственные программы различного толка, по-разному назывались. Все дальневосточники знают, что ни одна госпрограмма развития ДВ не была выполнена. Нацпрограмма — это единственный в своём роде документ. Даже не существует рекомендаций, протоколов как он должен выглядеть и как реализовываться. Разрабатывалась нацпрограмма долго, в ходе её разработки определялся и алгоритм выполнения. Впервые президент РФ сказал о ней в 2018 году во Владивостоке, на ВЭФ. Было дано поручение правительству РФ разработать соответствующий документ совместно с общественностью и бизнесом.

 

Программу можно и нужно критиковать

— Вы знаете, что во Владивостоке прошёл экспертный круглый стол как раз на тему нацпрограммы. Прозвучало много критики.

Меня удивило, что на нем не было ни одного представителя правительства края или Минвостокразвития. Программу можно и нужно обсуждать и критиковать, но критикуя предлагать. И мы на общественном совете также поступали. Согласен с участниками экспертного стола в том, что некоторые темы, обозначенные в нацпрограмме, уже устарели. Мир меняется быстро, а бюрократический механизм работает со скрипом. Но должен отдать должное и полпредству по ДФО, и Минвостокразвития, что они пытаются этот механизм активировать и настроить. Минвостокразвития — это только разработчик и исполнитель, а дальше согласование идёт со всеми ведомствами, министерствами, а это долго.

— А что конкретно устарело?

Например, на Камчатке за это время сменился губернатор. И акцент на горнорудную промышленность, сделанный в программе, несколько не согласуется с планами Владимира Солодова, для которого приоритетен туризм, экология, рыбная промышленность (возобновляемые ресурсы). Кстати, его программа разрабатывалась с серьезным привлечением граждан и экспертного сообщества. За годы действия нацпрограммы ещё многое может измениться. Конечно, программу по ходу её реализации будут корректировать. Поэтому и существует 7-й раздел, который так и называется "Внесение изменений в программу".

Ни о каком прорыве не может быть речи, если мы будем делать шаблонные предложения. Для прорыва на Дальнем Востоке нужны нестандартные меры. Но их в нашей программе крайне мало. Конечно, бюрократическая система стала работать гибче. Например, если раньше глава региона, муниципалитета не имел права перебрасывать деньги со статьи на статью... сразу тюрьма, условно говоря... сейчас с этим гибче.

 

Нацпрограмму нужно переводить на общедоступный народный язык

— Один из вопросов к создателям нацпрограммы касается того факта, что в документе не прописан план как таковой, нет алгоритма действий, шагов по достижению цели. Программа больше напоминает некий список проектов.

На первый взгляд, это так, но сейчас после утверждения программы председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным, в течении двух месяцев Минвостокразвития совместно с другими ведомствами работает над планом её реализации. Конкретный сводный план этой программы. По пунктам, датам и так далее. Он предусматривает корректировки и ежеквартальный отчет о реализации. В апреле уже должен быть отчет перед президентом. Президент, провозгласив, что ДВ является приоритетным направлением на 21 век, не отступается от своих слов, выполнение контролируется. Кроме того, Нацпрограмма коррелируется с Нацпроектами.

Конечно, программа очень трудно воспринимается гражданами. Документ нужно переводить на общедоступный народный язык, чтобы люди понимали, что будет и когда будет происходить. На мой взгляд, информационное обеспечение этого проекта — плохое. Хотя большие средства выделяются. Даже Юрий Трутнев, когда был в Хабаровске вначале сентября, говорил, что чиновники не знают, что делается для развития ДВ. А что говорить про граждан? Людям нужно объяснять, чтобы они могли обсуждать, спорить, отстаивать свои позиции, вести диалог. Отчеты о реализации нацпрограммы должны быть не только по административной вертикали, но и перед жителями Дальнего Востока. На различных общественных площадках, СМИ, интернет-ресурсах.

 

Транспортные проекты на Дальнем Востоке нужно измерять не в деньгах, а в людях

— Пожалуй, самое впечатляющее, что есть в нацпрограмме — это транспортные проекты. Это, действительно, то, чего ждут дальневосточники.

Да, большие и важные проекты. Дороги, авиационное сообщение. Буквально недавно президент говорил о важности и необходимости сахалинского моста. Это не только соединение острова с материком, так как в шторма пользоваться паромной переправой нет возможности. Ведь сразу несколько районов Хабаровского края получают железную дорогу. Это большая и серьезная работа. Мы знаем, что был проект в начале 50х о строительстве в проливе Невельского, ширина которого 7 км, туннеля. Дюкеры до сих пор стоят залитые водой, в 1953 году прекратилось это дело.

Дальний Восток очень разный. Есть юг, север, есть побережье, а есть территории вдоль Транссиба и БАМа, и у людей совершенно разное качество жизни.

Эти проекты нужно измерять не в деньгах, а в людях. Например, мост через Лену. Несколько месяцев через эту реку нет пути — ледостав, ледосход. Построить мост дорого? Конечно. Но если считать не в деньгах, а в людях, то почти 84% населения Якутии уходят с годового завоза и получают регулярный завоз, свежие продукты, другие цены. Я жил на годовом завозе и знаю, что это такое. Совершенно другое качество жизни люди получат.

Когда создавался проект Транссиба, царю тоже говорили, что этого не нужно делать. Но это было сделано. А потом случился 1941 год. Сибирские дивизии по этому Транссибу пришли в Москву. Вот в таких вещах измеряются эти проекты.

 

В нацпрограмме должна быть гуманитарная составляющая

— Вы отметили, что национальной программе не хватает гуманитарной составляющей. Что это значит?

В программе написано, что построят школы и дома культуры, но чем они будут наполнены? Какое будет содержание? Это очень серьезный вопрос. Например: по всей стране знают, кто такой князь Потемкин-Таврический, но единицы знают, кто такой граф Муравьев-Амурский. А ведь он внес не менее значительный вклад в развитие нашего Отечества. В западной части плохо знают, как развивался и развивается Дальний Восток. Надо гуманитарную составляющую развивать: книги, фильмы, образование, фестивали и так далее. Развитие — это ведь не только число созданных рабочих мест. Это внутреннее содержание и соединение культуры и идеологии. Это нужно связывать в единую картину большой России. Но это вопрос уже не к Минвостокразвития, а к Правительству РФ.

Ранее опубликовано на: https://primamedia.ru/news/1012318/

dalnii vostok min

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
banner-cik-min Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
banner-rfsv-min Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
expert-min-2 Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
partners 6
eac_NW-min Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
insomar-min-3 Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
indexlc-logo-min Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века
rapc-banner Первая национальная программа развития Дальнего Востока остается приоритетом 21 века